Спорт и здоровый образ жизни – это те сферы, в которых работает немалая часть российских социальных предпринимателей. По данным исследования, проведенного в 2022-2023 годах по заказу Фонда «Наше будущее», 31% социальных бизнес-проектов в нашей стране реализуется в таких направлениях, как «физкультурно-оздоровительная деятельность» (18%), «деятельность в области спорта» (7%) и «деятельность спортклубов» (6%). О нескольких ярких примерах таких проектов мы расскажем вам в этой статье.

Спорт для всех

Согласно данным того же исследования, сегодня социальный предприниматель в России – это чаще всего образованная замужняя женщина с несколькими детьми. На долю женщин в отрасли в целом приходится 72%. Причины этого феномена понятны. С одной стороны, женщины более склонны к эмпатии. С другой – опыт материнства зачастую позволяет им увидеть вокруг себя снижающие общий уровень качества жизни проблемы, которые могли бы решиться с помощью инструментов бизнеса.

Яркий пример этой тенденции – Ирина Татьянкина из Ханты-Мансийска. Началось все, как это часто бывает у социальных предпринимательниц, с рождения первого ребёнка. Став мамой, Ирина не хотела оставлять занятия фитнесом. И вскоре поняла, что не одинока: многие женщины, родив, нуждаются не просто в физической активности, но и в общении.

Ирина и ее муж приобрели земельный участок и построили на нем здание спортивного центра. Для этого супругам пришлось продать квартиры и автомобиль, но результат того стоил: созданный ими фитнес-хаб стал популярным у жителей Ханты-Мансийска. Тем более, что Ирина Татьянкина предлагает программы, не имеющие аналогов в городе. Например – проект с социальной миссией: повышать качество жизни подростков через фитнес, проводить занятия так, чтобы школьники их полюбили.

Детская любовь

Подавляющее большинство российских социальных предпринимателей довольно четко определяют свои целевые аудитории. И наиболее распространенной среди них являются дети – на них ориентировано 52% бизнесменов, реализующих социальные проекты. Еще 25% социальных предпринимателей ориентированы в своей деятельности на инклюзивную группу детей с особыми потребностями.

Петербурженка Светлана Крамаренко строила карьеру в банке, но в 2019 году осознала, что хочет связать жизнь именно с детьми – обучать их гимнастике, помогать им познавать мир, прививать любовь к спортивному образу жизни. Девушка нашла помещение, в котором в январе 2021 года открылся спортивный клуб для юных спортсменов. Так начался ее путь предпринимателя и тренера в одном лице.

Специально для клуба Светлана разработала уникальную учебную методику. Помог многолетний опыт, личный и тренерский, собственные наблюдения, как гимнастки, теоретические знания. Миссия ее клуба – прививать любовь к спорту детям с самого раннего возраста. Всего в филиалах клуба занимаются порядка 180 детей в возрасте от 2 до 6 лет. Но по многочисленным просьбам родителей сейчас рассматривается запуск групп и для школьников.

У проекта есть чёткий план развития. Уже намечены даты запуска следующих филиалов, просчитан бюджет, есть понимание зон ближайшего развития. Среди приоритетных задач Светланы – получение лицензии по авторской методике преподавания и обучения, а также увеличение числа учеников.

Физика футбола

Многие социальные предприниматели, говоря о необходимых отрасли мерах поддержки, на первое место ставят даже не гранты и льготные кредиты, а обучающие программы (39%). Знания, полезные навыки и экспертиза – это то, чего больше всего не хватает российским бизнесменам, реализующим социальные проекты.

Вот и нижегородец Роман Алексеев главным результатом своего участия в акселераторе для социальных предпринимателей «Формула роста» от Фонда «Наше будущее» считает обретение персонального наставника.

История социального предпринимателя на первый взгляд необычна: после окончания Нижегородского госуниверситета по специальности «радиофизика» Роман работал инженером-конструктором на крупном заводе, но узнав про франшизу детской футбольной школы, кардинально изменил свою жизнь.

«Просто увидел и подумал, какая классная идея обучать детей. Я в студенчестве занимался репетиторством, и мне было приятно видеть прогресс в воспитанниках. А сейчас нравится наблюдать, как малыши растут в спортивном плане, у них вырабатывается сила воли, выносливость, командные качества, они социализируются. И хотя многим кажется, что футбол – простая игра, это не так. Чем старше становятся ребята, тем чаще им нужно «включать» голову в игре. И не только мячи ей забивать, но и думать», – объясняет Роман.

Роман Алексеев не одинок в стремлении к самореализации. Социальные предприниматели по своим ценностям и установкам представляют собой отдельную социальную когорту, отличающиеся от «традиционных» бизнесменов.

По данным исследования, наиболее важным качеством для себя социальные предприниматели считают эмпатию. Ее отмечают 57% респондентов. А далее следуют те черты, которые «работают» на активную самореализацию и самоактуализацию бизнесменов: целеустремленность (56%), вера в себя (48%), ориентация на собственные силы (47%).

Спорт как бизнес

Дисциплина, воля к победе, здоровая конкуренция, – то есть все то, что характеризует спорт, – напрямую касается и бизнеса. И социальное предпринимательство в данном случае не является исключением. Вероятно, именно по этому многие представители данной сферы видят для себя перспективы и возможности развития в проектах, так или иначе связанных со спортом.

Важная особенность социального бизнеса заключается в том, что финансовая прибыль в нем зачастую не цель, а только средство: необходимый ресурс для того, чтобы решать социальные проблемы. Реализовать те или иные идеи, качественно меняющие жизнь людей. В случае со спортивными бизнес-проектами – это идеи, помогающие им оставаться здоровыми, активными, открытыми для всего нового.

Для социальных бизнесменов их проекты – это возможность поддерживать определенный образ жизни. Заниматься любимым делом, транслировать в общество свои ценности и воспитывать подрастающее поколение в соответствии с принципом «в здоровом теле – здоровый дух».

И тот факт, что такие проекты появляются в сфере социального предпринимательства, находят поддержку и добиваются успеха, лишний раз подтверждает: именно спорт – это то, что мотивирует многих людей меняться самим и менять окружающий их мир. В том числе – посредством инструментов бизнеса.


Новые комментарии:

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *