Никита Челноков и Артур Подребенников основали первый совместный проект в 2010 году. Сейчас количество их совместных бизнесов значительно выросло. Они вместе владеют сетью отелей Travelto, девелоперской компанией Travelto Development, компанией по лицензированию CPO-Экспертиза, по сертификации Yousert и онлайн школой «Отельер». Никита Челноков рассказывает о том, как выбрать подходящих для себя бизнес-партнеров и инвесторов и как наладить с ними взаимодействие, чтобы бизнес эффективно развивался, а не превратился в бесконечные обсуждения и споры.

Что учитывать при выборе бизнес-партнера

Никита Челноков

Выбирая партнера по бизнесу, важно сразу определить цель вашего взаимодействия. Обычно это получение прибыли от совместной деятельности на взаимовыгодных условиях. Кроме того, нужно четко обозначить зоны ответственности, которые будут находиться в ведении каждого из партнеров, и распределить роли и функции. У нас с Артуром, например, с одной стороны взаимодополняющие, с другой — дублирующие функции. На мне стратегический маркетинг, PR и внешние коммуникации, на Артуре — финансы и бухгалтерия.

Мы отвечаем за разные направления, и при необходимости можем заменить друг друга. Дублирующие функции помогают нам обеспечить необходимый для нашего бизнеса уровень контроля и управления. Мне также доступна тема финансов, но Артур в ней разбирается глубже и лучше.

Партнер может быть и пассивным участником бизнеса. В таком случае он обычно участвует в проекте деньгами. Таким образом, один обладает экспертностью, а второй — финансовыми ресурсами.

На старте также важно проговорить и зафиксировать в партнерском соглашении все нюансы дальнейшего партнерства и распределение долей. У нас с Артуром по всем направления бизнеса доли распределены 50 на 50. В нашем с ним соглашении прописано, что и кому принадлежит, зоны ответственности каждого, порядок выхода из партнерства и порядок наследования. Последний пункт обычно оформляется по стандартному варианту передачи доли, предусмотренному российским законодательством, а именно законом о наследовании ст.1111 ГК РФ.

Он вполне подходит для спокойного развития бизнеса после кончины одного из партнеров. Если же оставшимся владельцам бизнеса не удастся найти компромисс с наследником, его долю можно будет выкупить. Условия выкупа лучше всего также заранее прописать. Обычно выкуп осуществляется по рыночной стоимости либо затратным, либо доходным, либо сравнительным способом. Оптимально предусмотреть возможность использования каждого из вариантов.

Как взаимодействовать с партнерами

Что касается периодичности и формата общения с бизнес-партнерами, тут все зависит от ваших договоренностей. Можно проводить стратегические сессии раз в месяц, можно тактические раз в неделю. В силу того, что наш бизнес сейчас активно масштабируется, мы с Артуром видимся в офисе практически каждый день, так как считаем нужным постоянно находиться в контакте для решения разного рода вопросов. В процессе общения мы стараемся быть максимально открытыми и обсуждать все темы, чтобы не было недомолвок и конфликтов.

Я в принципе считаю, что в бизнесе необходимо всегда искать компромиссы и приходить к согласию. Мне кажется, что споры возникают, когда люди не видят фактов и оперируют субъективными мнениями. Если же все основано на реальных фактах, то повода для спора не будет.

Как выстраивать отношения с инвесторами

У нас в Travelto более 200 инвесторов. Отношения с ними регламентируются соответствующими соглашениями и договорами управления. Инвест соглашение включает в себя условия его заключения и расторжения, порядок распределения прибыли, права и обязанности каждой из сторон. Договор управления же это документ, в рамках которого группа инвесторов входит в некое юридическое лицо, которое затем заключает с нашим юр лицом договор на управление отелем.

Сделки по входу новых инвесторов мы закрываем достаточно быстро. Примерно несколько месяцев требуется на подготовку такой сделки и один день на ее фактическое подписание.

У нас в компании инвесторы изначально пассивные, поэтому они не вовлечены в принятие решений. Мы сразу проясняем c ними этот момент, чтобы впоследствие у них не возникало желания включаться в операционные процессы. Мы не вовлекаем инвесторов в управление, так как считаем, что если задать каждому из них один и тот же вопрос, то скорее всего у каждого будет свое видение и потом сложно будет определить вектор развития бизнеса, при этом приняв во внимание мнения всех.

Как взаимодействовать с инвесторами

В Travelto с инвесторами общается клиентский сервис. Коммуникация осуществляется по электронной почте и телефону. Раз в месяц они получают отчеты о загрузке объектов, в которые вложили деньги, их доходной и расходной части и дивидендах в рамках текущего месяца. Также мы регулярно связываемся с ними на предмет новых для них инвестиционных возможностей. В конце года мы записываем обращение инвесторам от владельцев компании с подведением итогов года.

Ранее у нас была идея проводить очные встречи. Но мы от нее отказались, потому что у наших инвесторов изначально абсолютно разный профиль и интересы, и они не принимают участия в операционных процессах. Они идут к нам не затем, чтобы погружаться в бизнес и не ради сообщества, а за получением прибыли. Вложение в гостиничные объекты выступает для них выгодной альтернативой банковского депозита.

Нашим инвесторам в первую очередь важны финансовые показатели, которые иллюстрируют динамику развития бизнеса, а именно загрузка отелей, средний чек и ADR (средняя цена за номер за ночь). И сейчас у нас в планах создание личного кабинета инвестора в рамках нашей IT системы для упрощения процесса взаимодействия с ними. Благодаря такому нововведению, они смогут в режиме реального времени отслеживать финансовые отчеты и планы.

Я убежден, что с инвесторами стоит делиться только теми данными, о которых вы изначально обещали им рассказывать и какими-то важными текущими событиями, например, сменой позиционирования. Все остальное будет для них лишним погружением в операционные процессы.

При этом разумеется, необходимо объяснять ситуации, когда вы не выполняете свои обязательства. Например, когда началась пандемия, мы написали всем нашим инвесторам письмо, в котором подробно рассказали про снижение туристического потока вследствие закрытия границ, про обновленные договоренности с партнерами и арендодателями, про то, что нам удалось добиться снижения арендной ставки, про арендные каникулы и прочие экстренные меры, которые были предприняты в связи со сложившейся ситуацией.

Что касается дивидендной политики, у нас котловой метод распределения прибыли среди инвесторов по объектам недвижимости. Это означает, что если на объект с 10 инвесторами приходит 10 млн руб прибыли, то эта прибыль делится на 10 частей согласно купленным в объекте долям (имеющимся во владении квадратным метрам).

Кому доверить управление проектом

Кроме учредителей и инвесторов, в нашей группе компаний существует управляющая команда. У нас три направления бизнеса, в каждом из которых такая команда насчитывает 7-8 человек. Во главе каждой из команд стоит исполнительный директор бизнеса. С управляющей командой мы встречаемся раз в месяц на общих собраниях, они же сами собираются раз в неделю. Все участники нашей управляющей команды получают определенный процент от прибыли компании. Они не являются бизнес-партнерами, но могут ими стать в дальнейшем, если мы посчитаем, что это поможет развитию компании.

Чек-лист по построению доверительных и продуктивных отношений с партнерами и инвесторами:

• На старте детально пропишите все ключевые аспекты взаимодействия и распределение долей среди партнеров и инвесторов
• Изначально проговорите все вопросы, которые потенциально могут возникнуть, и варианты их решения. Недосказанность — враг успешного партнерства и инвестиционного сотрудничества
• Определите порядок и условия входа каждой из сторон в бизнес и выхода из него
• Зафиксируйте разделение прибыли среди партнеров и инвесторов
• Определите роли в проекте, ключевой функционал и зоны ответственности
• Обозначьте порядок ввода новых участников
• Определите порядок получения долей другими потенциальными участниками
• Пропишите пути решения конфликтов

Данные рекомендации помогут вам выстроить продуктивные бизнес отношения с партнерами и инвесторами. Обсуждение всех возникающих вопросов и наличие зафиксированных на бумаге договоренностей значительно снизят вероятность конфликтных ситуаций. Если же вам не удастся избежать споров, в таком случае вы сможете вернуться к изначально оговоренным вариантам решения и выбрать один из них.


Новые комментарии:

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *