Взглянем на маркетплейсы и электронную коммерцию сегодня в России. Что можно ожидать в ближайшем будущем в e-commerce – как покупателям, так и продавцам? Ведь именно понимание трендов интернет-коммерции позволяет сориентироваться в современном непростом мире онлайн-торговли.
Маркетплейсы в 2024 году охватывают три четверти всей онлайн-торговли в стране. Как сообщает РБК со ссылкой на Data Insight, ранее во второй половине 2022 года доля маркетплейсов в совокупном денежном обороте онлайн-продаж составила 73%. Это действительно грандиозно для рынка электронной торговли: практически 3/4 продаж приходится на эти торговые площадки, которые ещё несколько лет назад многие не воспринимали всерьёз.
Содержание:
Маркетплейсы в электронной коммерции
На бытовом уровне, совершая онлайн-покупки, большинство из нас говорит, что купил или заказал что-то «в интернете» или «в интернет-магазине», не деля их на площадки, принадлежащие производителю, посреднику, онлайн-аукционы, витрины в социальных сетях или на досках объявлений и т.д. Но на самом деле между всеми этими сайтами и приложениями, осуществляющими продажу товаров, есть значительные отличия, важные как для производителей и продавцов, так и для покупателей. Итак, краткий ликбез для тех, кому «что маркет, что плейс – всё интернет-магазин».
Маркетплейс – это торговый посредник производителей и продавцов различных товаров (реже – услуг или комплексов «товар+услуга»), предоставляющий свои услуги по их анонсированию, продвижению, хранению, доставке и получающий за это комиссию в рамках агентского договора.
Если говорить проще и короче, то маркетплейс – это виртуальная витрина, на которой выставляется ваш товар, а также реальный склад, курьер и прочие элементы логистики. Кроме того, приём платежей тоже обеспечивается маркетплейсом.
Взгляд продавца: отличия маркетплейсов от других онлайн-площадок
Предположим, у вас есть какая-то продукция собственного производства, которую вы готовы предложить не только жителям ближайших районов своего города, но и всем россиянам, а может, даже зарубежным покупателям. Почему стоит воспользоваться для этого услугами маркетплейса?
1. Быстрый старт. Создать личный кабинет на маркетплейсе можно за 10-15 минут, даже не имея никакого опыта работы с торговыми онлайн-площадками. Ещё какое-то время уйдёт на модерирование вашей страницы и оформление агентского договора, но в сравнении с другими каналами сбыта – это считанные дни.
2. Отсутствие необходимости создавать сайт и/или группу в социальной сети. Функционал уже разработан и доступен в равной мере всем участникам проекта.
3. Мгновенное включение в поиск по товарам и категориям. После того, как товары прошли модерацию – посетители маркетплейса сразу могут найти их на сайте и заказать.
4. Возможность использовать прямые ссылки на покупку ваших товаров на сторонних площадках, не подключая на собственном сайте или в социальных сетях системы заказа и оплаты (как правило, они или довольно сложны в настройке, или требуют дополнительной оплаты).
5. Возможность гибкой ценовой политики. Комиссия маркетплейсов с учётом логистических услуг составляет, в среднем, от 10 до 35%, поэтому вы можете варьировать цены при покупке напрямую у вас и через стороннюю площадку.
Взгляд покупателя: отличия маркетплейсов от других онлайн-площадок
Стабильный рост популярности и, что особенно важно, финансового оборота маркетплейсов невозможен без роста вовлечённости потребителей. А на неё, в свою очередь, влияют преимущества этого вида торговых онлайн-площадок перед другими. Выделим наиболее важные из них:
1. Широкий ассортимент. На маркетплейсе практически в любой категории представлены товары нескольких десятков, а то и сотен продавцов. А количество товарных позиций даже для самых экзотических разделов каталога может исчисляться несколькими тысячами!
2. Гибкая ценовая политика, большое количество акций. Маркетплейсы самостоятельно выбирают, на какие товары и какую скидку давать (что интересно – скидка обычно предоставляется за счёт сокращения комиссии площадки, а не поставщика), но всегда можно найти выгодное для покупателя предложение.
3. Принцип одного окна. Покупатель выбирает, заказывает и оплачивает товар на одном сайте, ему не требуется переходить на сторонние сервисы или вводить реквизиты продавца в онлайн-банке для проведения оплаты.
4. Различные варианты доставки. Обширная сеть пунктов выдачи – это очень удобно, к тому же, обычно, бесплатно.
5. Бонусные программы и акции для постоянных покупателей. Тут, как говорится, без комментариев.
Что происходит в электронной коммерции России сейчас?
В общем, то, что маркетплейсы – это здорово для всех, мы уже поняли. Но что же происходит в этом сегменте электронной коммерции прямо сейчас, в середине 2023 года? И что происходило в ней за последние месяцы? Обратимся к аналитике:
• Совокупный рост онлайн-продаж за 2022 год составил 30%, а в денежном эквиваленте его объём превысил 5 триллионов рублей (данные Ассоциации компаний интернет-торговли).
• Наблюдается рост позиций маркетплейсов по различным запросам в поисковых системах, часто они занимают первые позиции – и пользователи идут сразу туда, чтобы совершить покупку. Кроме того, пользователи стали чаще попадать на маркетплейсы напрямую – через закладки браузера, вводя название сайта в поисковой строке или пользуясь мобильным приложением (данные об этих тенденциях публикует Mediascope).
• Количество предпринимателей, которые занимаются активными продажами своих товаров на маркетплейсах, постоянно растёт. Так, за период с апреля 2021 по апрель 2022 их численность выросла более, чем в три раза (данные «Тинькофф eCommerce»).
• В связи с изменениями международной политической и экономической обстановки, случилось значительное перераспределение игроков и на рынке электронной коммерции. Иностранные интернет-магазины и маркетплейсы постепенно вытесняются с российского рынка, покидая его добровольно или под влиянием санкций. Так, за 2022 год их доля в объёме продаж сократилась в четыре раза, составив к началу 2023 году чуть более 3,5% (по данным АКИТ).
• На текущий момент более половины компаний (57%), предлагающих товары на отечественных и международных, работающих в России, маркетплейсах, являются мультибрендовыми дистрибьютерами, производители занимают лишь второе место по представленности на этих площадках (по данным Data Insight).
• Товары народного потребления, техника и электроника, по данным Росстата, лидируют среди товарных категорий маркетплейсов по численности позиций. Так, совокупный объём предложений одежды, обуви, игрушек, компьютерной и бытовой техники находится на уровне 40% от всех товарных предложений.
• Две трети участников опроса, проведённого Data Insight в 2022 году, отмечают значительный рост продаж через маркетплейсы и оценивают этот канал сбыта как один из наиболее перспективных. В исследовании принимали участие представители малого и среднего бизнеса, осуществляющие розничные продажи на территории Российской Федерации.
Чего ждать в ближайшем будущем от e-commerce?
Очевидно, что тенденции к росту как онлайн-продаж в целом, так и оборотов маркет-плейсов, в частности, сохранятся в обозримой перспективе. Вот несколько прогнозов, которые дают специалисты касательно показателей интернет-продаж:
• Ожидаемый рост совокупного объёма продаж в интернете – на уровне 25-30% (прогноз АКИТ). При сохранении тенденций роста продаж через маркетплейсы, в денежном эквиваленте их объём может превысить 5 трлн рублей, то есть весь объём электронной коммерции за 2022 год.
• Уход с рынка иностранных производителей открывает дорогу российскому малому и среднему бизнесу, в том числе, локальному. Это – отличная перспектива выхода на федеральный рынок для компаний-производителей, которым трудно попасть на полки сетевых супермаркетов или обеспечить самостоятельную логистику в других регионах.
• Наблюдающийся в последние месяцы рост продаж на маркетплейсах крупногабаритных товаров, таких как мебель или отдельные позиции бытовой техники (холодильники, стиральные и посудомоечные машины и т.д.) может вызвать интерес к этому каналу сбыта у новых поставщиков. Также можно ожидать расширения ассортимента со стороны уже имеющихся селлеров, например, мебельного производителя, который раньше предлагал на маркетплейсах только малогабаритную продукцию, или дистрибьютеров бытовой техники, продвигавших через них приборы небольшого формата.
• Продолжающийся процесс внедрения сплошной маркировки товаров определённых категорий, который, по закону, обязует помечать товары специальными QR-кодами, может замедлить движение товаров от продавца к покупателю. Это связано с тем, что обязанность по маркировке возложена именно на маркетплейсы, если они являются конечной точкой, в которой покупатель оплачивает и получает товар.
• Мобилизация и эмиграция заметной для рынка части IT-специалистов тоже сказывается на состоянии работы маркетплейсов, так как они полностью зависят от электронных систем коммерции, документооборота, логистики, банкинга и т.д. Таким образом, разработка и внедрение новых современных высокотехнологичных решений будет в обозримом будущем стоить дороже, а найти подходящего специалиста станет труднее.
В целом, несмотря на некоторые сложности, тенденции развития современного рынка электронной коммерции и его главного на сегодняшний день сегмента – маркетплейсов – имеют положительную динамику, что позволяет уверенно говорить о необходимости включения этого канала сбыта в маркетинговую программу большинства компаний-производителей – от самозанятых до крупных холдингов.
Абсолютно согласна, что онлайн покупки в приоритете сейчас, я лично заказываю очень много вещей онлайн, это гораздо удобнее, эномия времени и удобство при выборе. Про Уход иностранных производителей скажу, что это не помеха, а возможность продавать наши товары и ещё одна возможность всё более и более развивать онлайн продажи.
Да, сейчас модно и удобно пользоваться маркетплейсом, абсолютно все перешли на маркетплейсы, я лично сама занимаюсь этим, сотрудничаю с Китаем, и знаете это очень удобно и интересно. Гораздо проще заказать все необходимое через маркетплейс, быстренько выбрал что нужно, оплатил, и ожидайте доставку, и не нужно стоять в очередях в жаркие дни. Маркетплейс удачно вышел на рынок, нужно как можно больше развивать продажи онлайн.