Российский ретейл стремительно меняется. Две крупные сделки встряхнули рынок: «Лента» покупает «Billa-Россия», а «Магнит» «притягивает» к себе «Дикси».

Сделка «Магнит» и «Дикси»

Крупный российский ретейлер «Магнит» объявил, что договорился с владельцами «Дикси» о покупке их розничной сети, которая сегодня исчисляется более чем 2600 точками. Дополнительно сообщается, что «Магниту» будут проданы 39 магазинов «Мегамарт». Общая выручка приобретаемых точек «Дикси» за прошлый год — 281,4 млрд рублей, «Мегамартов» — 17,4 млрд. Суммарная торговая площадь предмета купли-продажи — 854 тысячи кв. метров.

Окончательная общая сумма сделки еще не скорректирована, однако обнародована примерная цена — 92,4 млрд рублей. Сделка будет полностью закрыта 31 августа 2021 года. Возможно, что срок продлится еще на месяц — все зависит от одобрения операции Федеральной антимонопольной службой. Представители «Магнита» обещают, что сохранят «Дикси» как отдельное юр. лицо — магазины продолжат работать под прежними вывесками.

Исходная точка

Напомним, что 2 года назад «Дикси» слился с «Бристолем» и «Красное&Белое». Сегодня он входит в «Меркурий Ритейл Груп Лимитед», куда также включены «Виктория», «Мегамарт» и уже упомянутые «Красное Белое» и «Бристоль». Объединенная компания занимает по обороту третье место среди российских розничных ритейлеров, ее владельцами являются три лица — И. Кесаев, С. Студенников и С. Кациев.

Надо сказать, что покупатель приобретает «Дикси» на пике стоимости и по оправданной цене — сделке предшествовала титаническая работа менеджмента сети в условиях нарастающей конкуренции:

• За прошлый год выручка «Дикси» увеличилась до 304 млрд рублей (на 8,6 %).
• Чистая прибыль возросла до 7 млрд рублей (на 2,4 %).

Покупатель активов — «Магнит», второй игрок на российском рынке ритейла по обороту. На конец минувшего года в сети числилось 21 500 торговых точек, из которых 14 900 — формата «у дома». В 2020-м выручка покупателя возросла на 13,5 %, составив 1,55 трлн рублей. Из них чистый доход — 37,78 млрд рублей.

Аргументы

Главный интерес «Магнита» — географический. Покупатель приобретает магазины в российских регионах, которые лидируют по обороту. Если розничный товарооборот продовольственных продуктов составил в минувшем году 16,4 трлн рублей, то более ½ этой суммы пришлась как раз-таки на столицу, Подмосковье, Петербург и Ленобласть.

По показателям 2020 года «Магнит» уступал своему основному конкуренту, X5 Retail Group, на 4 % доли на рынке — 8,8 % против 12,8 % соответственно. Приобретение «Дикси» позволит уменьшить разницу, подняв долю «Магнита» до 10,6 %. Без заключения сделки, по мнению экспертов, такого роста в кратчайшие сроки достигнуть было бы нереально.

Что касается трех владельцев «Дикси», они со своей стороны сделку не комментируют. Среди главных причин, почему они расстаются с сетью, скорее всего, значится непростое управление данной компанией, постоянные смены команды топ-менеджеров. Сегодня С. Кациев и И. Кесаев увлечены новым проектом «Бристоль», созданным «по образу и подобию» южноуральского «Красного и Белого».

Возможно, владельцы объединенной компании сочли сосуществование алкогольного и продуктового направления более несовместимым.

Прогнозы на будущее

Итогами грядущей сделки станет следующее:

• Магниту перейдет актив холдинг компании DIXY Holding Limited, а именно — 39 «Мегамартов» и 2612 магазинов формата «у дома» «Дикси».
• Подавляющая доля торговых точек находится в Москве и Московской области, Петербурге и Ленинградской области.
• По условиям сделки «Магнит» станет также обладателем 5 распределительных центров в столице, Санкт-Петербурге и на Южном Урале.
• Продавец по-прежнему остается владельцем 92 супермаркетов «Виктория», концентрирующихся в Москве, Подмосковье, Калининградской области и Калининграде.

Но эксперты считают, что активы этого ритейлера вряд ли долго продержатся на рынке обособленно из-за растущей конкуренции и ограниченного объема инвестиций в данный формат торговой сети. Что касается калининградской доли, то «Магнит» в этом регионе не представлен. Уже есть прогнозы, что будущими покупателями калиниградской «Виктории» могут стать X5 Retail Group, «Спар» и «Лента».

Сделка «Лента» и «Билла»

В следующей сделке покупателем выступает «Лента» — собственность миллиардера Алексея Мордашова и один из самых крупных отечественных розничных ритейлеров. Предметом сделки стала сеть супермаркетов «Билла Россия». Цена вопроса — 215 млн евро. Купля-продажа будет полностью закрыта летом 2021, когда будет получено одобрение сделки от Федеральной антимонопольной службы.

Сегодня в распоряжении «Billa-Россия» 161 супермаркет с суммарной площадью более 138 тысяч кв. м. Большая часть магазинов базируется в столице и Подмосковье, а распределительный центр находится в Быково (Московский регион).

Исходная точка

До заключения сделки «Лента» обладала 254 гипермаркетами и 140 супермаркетами в 89 населенных пунктах европейской части России. Компания считается крупнейшей сетью розничных гипермаркетов на территории РФ, а по объемам выручки занимает среди ритейлеров 4-е место. Так, общие доходы «Ленты» в прошлом году составили 445 млрд рублей.

Владелец торговой сети — богатейший бизнесмен России Алексей Мордашов. Forbes оценивает его состояние в 33,1 млрд долларов.

Аргументы

Решение о сделке было принято немецкой корпорацией REWE — владелицей сети Billa. Основной аргумент — бывший собственник планирует сконцентрироваться на успешных рынках в странах Евросоюза. Главная цель REWE International на сегодня — добиться лидирующей позиции в странах присутствия. Ситуация же на российском рынке, несмотря на значительные вложения в развитие, не позволяет этого достигнуть.

Прогнозы на будущее

Итоги заключенной сделки:

• В сети «Ленты» появится 161 супермаркет, 5 400 работников и логистик-инфраструктура «Биллы».
• Как торговая марка, «Billa-Россия» прекратит существовать.
• Общая доля «Ленты» на рынке Москвы и столичной области составит 3 %, что, по подсчетам ритейлера, позволит занять ему 2-е место по числу супермаркетов в Златоглавой.
• Заключенная сделка позволит «Ленте» увеличить количество своих сетевых магазинов вдвое.
• Онлайн-доставка «Ленты» сможет охватить всю территорию столицы.
• По прогнозам экспертов «Ленты» приобретение «Биллы» заметно ускорит «экспансию» столицы, позволит значительно увеличить продажи и получить впечатляющие финансовые результаты.


Новые комментарии:

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  1. «Лента» сейчас самый хороший супермаркет в Москве. Цены очень доступные, всегда много акций и скидок, при этом, товар качественный: ни разу не видела просроченных продуктов или испорченных, очень нравится фирменная «лентовская» продукция. В магазинах чистота, все товары аккуратно лежат, приятно пахнет выпечкой, обслуживание- на высшем уровне. И вот, ровно противоположное могу сказать про все «Магниты», «Пятёрочки», «Биллы» и пр. Поэтому, если эти объединения пойдут на пользу этим магазинам, все будут только рады.

  2. Слияние торговых розничных сетей не сулит для рядовых покупателей не сулит для рядовых покупателей ничем хорошим. Монополизация этого рынка обязательно приведёт к повышению цен. Думаю в этом деле более активной должна быть позиция антимонопольной службы, ведь это их прямая обязанность, чтобы критический рынок для простых обывателей оставался высококонкурентным.

  3. Ничего не могу сказать про московские Биллы, а вот Питерские Дикси – это давно полный отстой. Когда в них заходишь, то кажется, что окунаешься во что-то средневековое. На что Дикси до сих пор существовали непонятно. Буду рада, если в эти магазинчики Магнит внесет свежее дыхание со своим менеджментом и управлением. В периферийных магазинах спальных районов появятся приличные маленькие магазины. А роста цен не опасаюсь, потому как их же невозможно повышать выше покупательской способности.