О том, насколько актуальна сейчас проблема кадров в строительстве, с чем она связана и как ее решать, рассказывает Ирина Фролова, руководитель PERI Академии.

Проблема кадров в строительстве стоит очень остро и касается как рабочего персонала, так и инженерно-технических специалистов. Если говорить о рабочих специальностях, то здесь основных причин две. Во-первых, это нехватка людей, вызванная оттоком кадров в период пандемии, а также отсутствием престижа у строительных профессий. Их привлекательность для выпускников стремительно падает, и даже те учащиеся, которые уже поступили в строительные колледжи, не желают впоследствии работать по специальности.

Во-вторых, компетенции и подготовка кадров оставляют желать лучшего. Программы во многих колледжах сильно устарели, и не все учебные заведения могут себе позволить практическое обучение. К тому же в целях экономии многие строительные компании до сих пор предпочитают брать на стройку дешевую рабочую силу – зачастую эти сотрудники не имеют ни профильного образования, ни опыта работы. Как следствие, почти отсутствует поддержка вузов и колледжей со стороны бизнеса, что также сказывается на качестве образования.

Если говорить об инженерно-техническом персонале, то и здесь все далеко не так гладко, и тоже существуют две проблемы. Первая заключается в том, что мало кто из тех, кто уже работает в строительстве, заинтересован в повышении квалификации. То есть люди работают годами, они хорошие практики, но все время делают одно и то же. На первый взгляд эта проблема не заметна – со стороны кажется, что все замечательно, ведь на стройке сотрудников с огромным опытом. Но технологии не стоят на месте, их необходимо осваивать, то есть нужно обучаться, искать новую информацию, а это мало кто делает.

В третьих, выпускники российских вузов зачастую выходят плохо подготовленными и обладают в основном теоретическими знаниями, порой устаревшими, и не очень хорошо ориентируются на практике. Отчасти это связано со спецификой образования в России – все учебные заведения работают по единому стандарту, и этот стандарт не успевает за цифровой трансформацией и другими инновационными тенденциями. Кроме того, качество образования от вуза к вузу неровное – там, где есть госфинансирование, позволяющее создавать лаборатории и полигоны, или там, где разрабатываются партнерские программы с ведущими строительными компаниям и так далее, студенты получают больше практических знаний.

Поэтому на стройку в основном приходят теоретики, и такие специалисты вынуждены заново учиться на месте. Это напрямую влияет на сроки выполнения работ. Скажем, сейчас существуют инновационные технологии для оптимизации многих процессов, но ни одна технология не будет работать сама по себе: нужно уметь с ней обращаться. И даже если у компании есть желание и средства их применять, то кадровая проблема зачастую выступает тормозом.

Стоит отметить, что качество строительного образования в стране сейчас упало. Еще 60 лет назад строительные технологии были крайне ограниченными, не было никаких цифровых решений, высокотехнологичных опалубочных систем, но при этом объекты строились качественно и вовремя. Причина – качество образования тех людей, которые имели отношение к их возведению: все они заканчивали профильные вузы, на стройку приходили подготовленные выпускники и работали по своей специальности.

Сегодня же престиж строительных профессий очень низкий, и старшеклассники по окончании школ предпочитают идти на IT-специальности. Кроме того, не так много строительных компаний готовы вкладываться и нанимать квалифицированных специалистов, не понимая, что эти инвестиции впоследствии окупятся сторицей. Поэтому сейчас одна из важнейших задач – восстановить и сохранить престиж профессии, и строительные компании должны играть в этом одну из ключевых ролей.

Важно понимать, что внедрение в строительстве высокотехнологичных решений ускоряет рабочие процесс, но ни одна технология не будет давать ожидаемый результат, если не уметь ею пользоваться. В лучшем случае она просто не даст результат, в худшем случае – компания получит убытки. Поэтому любое внедрение должно быть сопряжено с обучением.

Компании начинают это осознавать – уже заметны изменения в отрасли, появляются игроки, которые видят, что, нанимая квалифицированных специалистов и вкладываясь в их подготовку, они в итоге экономят и выигрывают. При этом инвестиции в подготовку и переподготовку сотрудников даже важнее: как уже говорилось выше, даже опытные специалисты зачастую не владеют новыми технологиями.

В этом помогают различные программы, которые организуются на базе ведущих строительых компаний – в качестве примера можно привести Академию PERI, где специалисты любого уровня могут познакомиться с современными тенденциями и решениями. Но, к сожалению, есть и те, кто до сих пор считает инвестиции в кадры дополнительной статьей расходов. Здесь стоит задуматься – так ли уж велики дополнительные затраты по сравнению с финансовыми потерями, которые несет компания за счет срыва сроков, ошибок наподобие проливания бетона, или несчастных случаев.

Поэтому есть надежда, что в будущем ситуация изменится к лучшему, и строительные компании сменят парадигму мышления в отношении квалификации персонала.


Новые комментарии:

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *