Китайские автомобильные стартап-компании Nio, Xpeng и Li Auto заложили основу для запуска новых электромобилей крупными автопроизводителями страны. Хотя электромобилям еще предстоит пройти долгий путь, прежде чем они смогут обогнать автомобили с двигателями внутреннего сгорания по доле рынка, переход потребителей на электромобили уже происходит. Чтобы удовлетворить этот новый спрос, мировые автомобильные предприятия электрифицируют свои новые автомобили.

Даже компании, не относящиеся к автомобильному бизнесу, делают свои шаги. В конце 2021 года Apple, по слухам, работала над созданием полностью автономного электромобиля. Аналогичная ситуация складывается и в Китае, где такие компании, как Huawei и Xiaomi, разрабатывают свои собственные электромобили или продукты, связанные с электромобилями.

Это огромное отличие от ситуации в этом секторе десять лет назад, когда таким компаниям, как Nio, Li Auto и Xpeng, пришлось создавать свои цепочки поставок с нуля, налаживать каналы продаж, которых в то время не существовало, и представлять концепцию подключаемых автомобилей потребителям, которые, возможно, не были особенно заинтересованы. На этот раз новые игроки в китайском секторе электромобилей располагают большими средствами, ресурсами и опытом ведения бизнеса.

Китайские компании-новички на рынке электромобилей

Помимо технологических компаний, в число предприятий, разрабатывающих дизайн и производственные возможности электромобилей, входят государственные автопроизводители, которые известны в Китае, но неизвестны в других странах.

Примечательность этих автопроизводителей, которые известны как производители грузовиков и потребительских автомобилей с 1950-х годов, заключается в том, что они используют имеющийся опыт автомобилестроения для быстрого создания новых моделей EV, пригодных для использования на дорогах.

Возьмем для примера Dongfeng Motor Group. Всего через четыре месяца после запуска своего EV-бренда Voyah, в середине декабря 2021 года она поставила в Шэньчжэнь автомобиль Voyah Free. Автомобиль поставлялся в гибридном и чисто электрическом вариантах и был оснащен системой помощи при вождении с 20 функциями, такими как автоматическая парковка и центрирование по полосе. По состоянию на январь компания Voyah отгрузила покупателям 6 791 автомобиль.

Другое государственное предприятие, шанхайская компания SAIC Group, в ноябре 2021 года запустила IM — бренд электромобилей, название которого расшифровывается как «интеллект в движении».

IM L7, который представляет собой высококлассный электрический седан среднего размера, оснащенный программным обеспечением для автономного вождения, в настоящее время собирается на производственных линиях компании. IM заявила, что выпустит новую модель в апреле.

Список крупных автомобильных компаний, которые создают электромобили, можно продолжить: Great Wall Motors разработала электрическую линию под названием Soul, а GAC Group из Гуанчжоу — Aion.

Это открыло новые возможности для крупных технологических компаний, которые разработали глубокие технологии или возможности искусственного интеллекта. В ноябре 2021 года один из руководителей Chang’an Automobile заявил, что компания работает с Huawei и поставщиком батарей CATL над запуском высококлассного бренда электромобилей.

Многие технологические компании, такие как Xiaomi, также решили проложить свой собственный путь в сектор электромобилей.

В марте 2021 года Лэй Цзюнь, генеральный директор и председатель совета директоров компании, объявил на ежегодном мероприятии, посвященном запуску компании, что Xiaomi инвестирует 10 миллиардов долларов США в производство автомобилей в течение следующих 10 лет. Это был смелый шаг, поскольку компания известна как бренд телефонов с каталогом товаров бытовой электроники.

В других местах Baidu рассматривает возможность производства собственных электромобилей и, по сообщениям, ведет переговоры с автопроизводителями Geely и GAC Group о создании совместного предприятия. А основатель производителя электровелосипедов Niu Ли Йинань в середине декабря объявил, что его компания создала подразделение NiuTron, специализирующееся на производстве электромобилей. Компания NiuTron привлекла инвестиции серии А в размере $500 млн и намерена поставить свои первые автомобили потребителям в сентябре 2022 года.

От аутсайдеров к первопроходцам

Компании Nio, Xpeng и Li Auto были основаны в середине 2010-х годов. После долгих лет развития и создания фундамента для китайского рынка электромобилей, когда существующие автомобильные компании рассматривали их как новичков, которые могут прогореть, они наконец-то вышли в плюс.

На протяжении многих лет 3-м производителям электромобилей в Китае приходилось выдерживать публичное давление со стороны крупных автопроизводителей.

В 2018 году председатель совета директоров Geely Automotive Ли Шуфу назвал EV-стартапы мошенниками, которые ссылаются на подключение к Интернету и электрификацию, чтобы нанести ущерб интересам общественности и инвесторов.

В том же году Ван Сяоцю, который в то время был вице-президентом SAIC Group, заявил китайским журналистам, что «EV-стартапы ненадежны в производстве автомобилей». Эти критические замечания могли показаться обоснованными, особенно если учесть, что производители EV испытывали большие убытки. До IPO Li Auto в 2020 году компания была в минусе на 4,1 млрд юаней ($650 млн), и эта сумма была накоплена за три года. Чистый убыток Nio в 2019 году был почти в три раза больше — 11,4 млрд юаней ($1,8 млрд).

2020 год стал переломным для Nio, Xpeng и Li Auto, которые впервые достигли положительной валовой прибыли. В частности, Li Auto удалось получить маржу прибыли в размере 19,8% в третьем квартале 2020 года, что является самым высоким показателем среди аналогичных компаний.

Все три компании зафиксировали устойчивый рост объемов продаж. Xpeng поставила на 263% больше автомобилей в 2021 году по сравнению с предыдущим годом, Nio продала на 109% больше автомобилей по сравнению с предыдущим годом, а поставки Li Auto выросли на 177% за тот же период.

Рыночная стоимость Nio в феврале составила $38 млрд, Xpeng — $22 млрд, а Li Auto — $24 млрд. Если сравнить эти цифры с $33 млрд SAIC Group, $12 млрд Chang’an и $1,7 млрд Dongfeng, то можно сделать вывод, что новаторы в области электромобилей прошли долгий путь.

Преимущества поздних авто-стартапов в Китае

По сообщениям местных СМИ в Китае в 2015 году насчитывалось около 50 стартапов по производству электромобилей. С тех пор большинство из них прекратили свою деятельность, и лишь немногие, такие как Nio, Li Auto и Xpeng, продолжают работать.

Одним из факторов, отличающих тех, кто был просто амбициозен, от настоящих производителей электромобилей, был капитал, а именно большие суммы наличных денег, которые были выделены в качестве долгосрочных инвестиций. Ли Бинь, основатель и генеральный директор компании Nio, предупреждал начинающих предпринимателей, что для создания бизнеса по производству электромобилей с нуля потребуется не менее 20 миллиардов юаней ($3,2 млрд).

Наблюдая за процессами, через которые прошли успешные EV-стартапы за последние годы, крупные автопроизводители подготовили значительные финансовые вливания, прежде чем выйти на эту арену. Компания SAIC Group’s IM Motors получила десятки миллиардов юаней, привлекая средства от инвесторов, а Dongfeng Group объявила в декабре, что вложит 7 млрд юаней ($1,1 млрд) в компанию Voyah, одним из акционеров которой является Alibaba.

Эти недавние участники являются частью относительно зрелого рынка, который выиграл от благоприятной государственной политики и развития инфраструктуры, например, для зарядных свай. Кроме того, им легче достать современные компоненты, чем их коллегам, которые создавали EV в середине 2010-х годов, а потребители постепенно преодолевают тревогу по поводу ограниченности аккумуляторов.

Потребительский рынок

Согласно отчету исследовательского института Evergrande, среднее расстояние, которое чисто электрические пассажирские автомобили могут проехать на одной зарядке, увеличилось с 211,6 км в 2017 году до 391,4 км в 2020 году.

В то же время батареи для электромобилей становятся все дешевле.

Согласно исследованию Bloomberg New Energy Finance, средняя цена батарей для электромобилей снизилась на 89% с 2010 по 2019 год.

Электромобили перестали быть предметом роскоши, теперь они выпускаются для рынка низкого и среднего класса. Согласно данным Китайской ассоциации легковых автомобилей, в ноябре 2021 года было продано 169 000 новых энергетических автомобилей, что на 136,5% больше, чем в том же месяце 2020 года.

Все эти факторы, а также существующие ноу-хау в производстве автомобилей, которыми обладают традиционные автопроизводители, сделали переход на подключаемые автомобили менее затратным. Опять же, это контрастирует с биографией основателей EV-стартапов.

Ли Бинь, создавший Nio, и Ли Сян, создавший Li Auto, оба основали сайты, публикующие материалы об автомобильном секторе. Хэ Сяопэн, создатель Xpeng, был соучредителем разработчика браузера UCWeb и занимал должность старшего руководителя подразделения мобильного бизнеса Alibaba — ни одно из этих направлений не связано с автомобильным сектором.

На данный момент владельцы электромобилей составляют в Китае явное меньшинство. На конец июня 2021 года на долю подключаемых автомобилей приходилось лишь 2,1% всех легковых и грузовых автомобилей в стране. Но многие компании, работающие в этом секторе, закладывают основу для гораздо более широкого внедрения в будущем. Они строят будущее более чистых автомобильных выхлопов.


Новые комментарии:

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *