Предприниматели все время ищут бизнес идеи которых нет в России, ошибочно думая что западные стартапы «выстрелившие» там, так-же будут успешными и у нас. На сколько это сильное заблуждение, почему западные успешные стартапы и бизнес-модели часто не работают в нашей стране? Как приживаются западные бизнес-модели на российском рынке.
Мы опросили 8 российских успешных предпринимателей, создавших успешные (или не очень) стартапы-аналоги основанные на западных бизнес-моделях. Комментируют основатели и представители стартап-компаний.
Содержание:
1. Основатель онлайн-сервиса бытовых услуг YouDo (аналоги — TaskRabbit, Thumbtack)
Сервис по нахождению исполнителей под разнообразные бытовые задачи людей. В момент начала бизнеса в Рунете существовали лишь доски объявлений и полуагрегаторы. За первым западным аналогом мы долго наблюдали, но отказались от бизнес-модели – не близок подход.
А вот второй аналог послужил основой для разработки собственной идеи, отличающийся от прототипа представлением авторов о качестве и удобстве. По сути, идея заключалась в адаптации Thumbtack в российские реалии. Постоянная обратная связь помогла довольно быстро успешно адаптировать проект.
- Итак, к успеху привели: тщательный выбор проекта-прототипа и адаптация на уровне оригинальной идеи.
2. Основатель сервиса доставки продуктов с рецептами «Партия еды» (аналоги – Hellofresh, Blue Apron)
В качестве проектов-прототипов – два довольно успешных американских проекта (годовой прирост – 300-400%). Отличия российской действительности от американской – в США обычные люди чаще ужинают не дома. И там они получали по 3 ужина в неделю. Но при этом исследования российского сервиса показали, что россияне предпочитают меню на всю неделю. Поэтому к набору на три ужина добавили набор на 5 ужинов. Получилось замечательно – две трети наборов теперь на 5 ужинов.
Второе отличие – в России пока не прижилось привязывать карту к поставщику. Поэтому пока используется полу-подписка – клиенты подписаны без привязки карты. Такая вот адаптация – увеличили число наборов и работа без привязки карты. Но при этом предварительно проводилось исследование российского рынка.
Что существенно: обороты растут ежегодно в разы и при этом создатели российского сервиса считают, что ёмкость российского рынка в десятки раз меньше американского.
- Вывод основателя: что работает на Западе, работает с адаптацией и у нас, но с отставанием в 3-5 лет.
3. Основатель конструктора путешествий и планов на каждый день Timescenery (аналоги – проекты, предоставляющие те же услуги разрозненно: Hipmunk, Tripomatic, Roadtrippers)
Это проект – собирательный. Прямых прототипов нет. Несформированный на Западе рынок и породил данную бизнес-идею. Упомянутые выше три проекта дали три идеи (выбор перелётов глазами, удобный алгоритм работы с картами, идеи для автопутешествий), три опоры под собственную – тайм-сценарии. Которые стали вершиной пирамиды.
- Это принципиально иной подход к западным бизнес-проектам – пирамидальный. Основание составляют идеи с Запада, а вершина – своя собственная идея. Не адаптационная, а синтезирующая.
4. Директор по маркетингу онлайн-сервиса для заказа экологичной уборки квартир Qlean (аналог — Homejoy, Handy)
Во многом похожий подход с предыдущим, идея синтезирующая. Опять – разрозненные западные бизнес-идеи, проанализированные, показавшие, что они – лишь часть картины, что настоящий клининговый бизнес должен быть более всеобъемлющ, круче, если по-простому.
В основе – собственная IT-платформа, плюс уменьшение параметров расчёта стоимости уборки до двух (по количеству комнат и санузлов), собственный регламент уборки, обучение персонала, контроль качества и так далее, и контроль исполнителей. Именно отсутствие последнего привело к ликвидации Homejoy.
5. Основатель сервиса бронирования отелей, квартир, домов TVIL (аналог — Airbnb)
Мы набирали и набирали ссылочную массу – говорит Алексей, основатель стартапа. Сначала была всероссийская доска объявлений, и зарабатывалось доверие владельцев жилья, потом наращивался трафик и только на заключительном этапе – бронирование через сайт.
С Airbnb близость только по отелям. Но у нас добавилось жильё, и заменили перечисление денег владельцам жилья начислением бонусов.
- Отмечает два козыря, приведшие к успеху: вникание в мельчайшие детали и терпение, полное отрабатывание каждого этапа. То есть получается адаптационная модель с разбивкой на этапы и расширением. Плюс терпение.
6. Сооснователь краудфандинговой платформы Boomstarter (аналог – Kickstarter)
Даже название выбрано иностранное, как символ – мы следуем западным путём. При этом – народное финансирование. Бизнес-модель всё или ничего. Говорит, что изменили стратегию, но не говорит – как. Скорее всего, Boomstarter преобразован в огромный интернет-магазин, продающий несуществующие пока услуги, плюс – идеи.
Несколько подозрительно выглядят слова о том, что благодаря их инициативе государство начинает широко включаться в процесс и помогать региональным проектам. Риторика комсомольская. Замаскированный призыв к государственной помощи. Нет уверенности, что этот проект реально успешен.
7. Представитель CEO Gettable, сервиса для быстрого заказа столиков (западный аналог — OpenTable)
Первая адаптация западной модели – эквайринг депозитов. Посетитель ресторана должен заранее вносить через карточку средства на депозит. Планшеты с платформой для эквайринга устанавливали в ресторанах. Итог – никто из рестораторов платить за планшеты не захотел. И вообще они не хотели заниматься несвойственной ресторатору деятельностью.
Вторая адаптация – лидогенерация. За каждого приведённого в ресторан клиента стали брать комиссию. Бронирование столиков осуществляется через мобильное приложение. Такой сервис рестораторы приняли. Они готовы платить кому-то за такую помощь в привлечении клиентов.
- Пример интересный. Сначала сработало правило: в России работают в короткую. Не помогла первая адаптация. Вторая адаптация обошла основное российское правило как телеграфный столб. И появился результат. То есть многократная адаптация.
8. Директор аукциона подержанных автомобилей CarPrice (аналоги —SellAnyCar и Wirkaufendeinauto)
Идея бизнес-модели англо-германская – быть посредником между людьми и дилерами, но в обратную сторону, то есть подержанные авто от людей двигались к дилерам. В таком виде на российском рынке не пошло. Проблема оказалась в цене – невозможно отследить рыночную цену для каждого автомобиля, чтобы выходить на аукцион с правильной ценой.
Рынок подержанных автомобилей чёрный и потому нет статистики. Выход нашли по-российски – всё упростили, сделали 30-ти минутные онлайн-аукционы.
- В чём оказалась российская фишка – предлагать дилерам чистые автомобили с достоверной информацией о тех. состоянии. Двойная адаптация.
Простые выводы
Опыт успешных российских предпринимателей показал в первом приближении, что есть два барьера: первый национального свойства – мы работаем в короткую, эффективность проекта рассчитывается на небольшой срок.
Второй барьер общий – любая бизнес-модель требует адаптации. Если при этом проводится тщательный предварительный анализ нового бизнеса, если привносятся идеи, синтезирующие западные модели, или расширяющие их, то результат успешен.
Если не проходит первая адаптация, то вторая значительно увеличивает шансы на успех. И очень важно быть терпеливым. Сами предприниматели отмечают, что нет принципиальных расхождений с Западом, есть отставание и меньший опыт. В некоторых бизнесах, на их взгляд, отставание совсем невелико – 3-5 лет.
Согласен, что тупо копировать какую-то западную бизнес-идею или бизнес-модель успешного стартапа — это глупо и по дилетантски. Хотя если провести исследование, скажем запустить тест-проект для проверки готовности нашего рынка к новой идее прорывного стартапа — то успех может быть. Но тут много разных НО. Смотреть нужно на рынки которые бурно развиваются у нас — это финтех, ИИ, Интернет-вещей, big data и др. Смысла нет клонировать какие-то старые модели бизнеса. В целом сервисы в разных направлениях это благодатная почва. Можно найти идеи и адаптировать ее под наш рынок, совсем не обязательно полностью копировать западный стартап