Необходимость отказа от использования автотранспорта с двигателями внутреннего сгорания обусловлена многими причинами: глобальным потеплением, ограниченностью запасов нефтегазовых месторождений, при этом и политические амбиции играют не последнюю роль: ряд государств желает, несомненно, избавиться от зависимости к странам -экспортёрам нефтегазового сырья.

О наметившихся тенденциях в этой комплексной тематике беседуем с заместителем председателя Научно-консультативного совета немецко-американской компании Neutrino Energy Group к.т.н. Румянцевым Леонидом Константиновичем.

Румянцев Л.К., к.т.н., заместитель председателя Научно-консультативного совета компании Neutrino Energy Group
  • Леонид Константинович, компания Neutrino Energy Group объявила о подписании Меморандума с индийской компанией C-MET по созданию электромобиля, которому не нужна зарядка от зарядных станций. Почему именно Индия?

Румянцев. Технологические изменения в мире происходят стремительно, чтобы идти в ногу со временем и оперативно начать работы по проекту, нам был необходим партнёр, который обладал бы исключительной компетенцией в области современных материалов, особенно метаматериалов. Совместная работа с C-MET обещает дать синергетический эффект для решения такой сложной задачи. В лице индийского партнёра мы получаем не только сильную научную команду, но и поддержку на правительственном уровне – всё это в сочетании с солидными финансовыми возможностями инвестирования в проект.

Работы требуется развернуть как можно быстрее, так как по всему миру стремительно увеличивается количество выпускаемых электромобилей. Однако мы убеждены, что переход на электромобили, которым нужна зарядка от централизованного электроснабжения не оправдан ни в финансовом, ни и в экологическом аспекте, так как требует значительного увеличения электрогенерации от электростанций, сегодняшняя электромобильность – это не свет в конце туннеля, а прямая дорога в тупик.

Как известно, загрязнение воздуха в Индии – существенная проблема. В 2014 году Всемирная организация здравоохранения установила, что из 20 городов с самым высоким уровнем загрязнения воздуха 17 — это индийские мегаполисы. Сейчас в Индии от заболеваний, вызванных высоким содержанием токсичных веществ в атмосфере, умирает ежегодно 1,2 миллиона человек. Подобное удручающее положение дел безусловно не устраивает правительство Индии, поэтому оно одобрило план перехода на производство электромобилей. К 2030 году все автомобили, сделанные в Индии, будут электрическими.

Однако резко нарастить электрогенерацию в стране проблематично, а нарастить только за счёт альтернативной энергетики при отказе от использования угля в производстве электроэнергии – задача архисложная, поэтому руководство Neutrino Energy Group убеждено, что стремление правительства, бизнес – структур и научных кругов Индии к обладанию новейшими технологиями исключительно своевременно совпало с нашим поиском компетентного партнёра для максимального ускорения работ по созданию принципиального нового электромобиля, независимого от зарядной розетки.

  • Звучит как фантастика: купил машину и не нужно больше платить за топливо. Как это возможно, что из «ничего» можно получить электрический ток?

Румянцев. В этом нет ничего удивительного, хотя для неподготовленного человека это действительно сложно оценить и понять. Мы ходим, ничего не ощущаем, и вдруг из этого «ничего» можно получить электрический ток? Почему считается нормальным и не оспаривается никем, что человечество умеет получать электроэнергию от солнечного света, который на самом деле является излучением видимого спектра, а получение электроэнергии от невидимого спектра излучения – это что-то нереальное и невообразимое?

На самом деле окружающая среда наполнена энергией, через каждый см2 земной поверхности каждую секунду проходит около 60 млрд. нейтрино. Присуждение Нобелевской премии по физике за 2015 год за доказательство наличия у нейтрино массы, а значит энергии, сняло все дискуссии о том, есть ли масса у нейтрино или нет.

Основным доводом скептиков оставалось утверждение о том, что нейтрино ни в каком виде не взаимодействует с веществом, поэтому невозможно от нейтрино получить электрический ток. Однако последние публикации коллаборации COHERENT в Ок-Риджской национальной лаборатории (США) позволяют опровергнуть такое утверждение. Было показано, что нейтрино низкой энергии участвуют в слабом взаимодействии с ядрами аргона. Этот процесс получил название когерентное упругое нейтрино-ядерное рассеяние.

Многослойный наноматериал, созданный под научным руководством Holger Thorsten Schubart, содержит слои графена, которые чередуются со слоями легированного кремния. Свойства графена — получать энергию из окружающей среды считаются доказанными, и на эту тему существует множество публикаций. Основная задача состояла в том, чтобы разработать научно обоснованную технологию, позволяющую использовать изобретение для нужд электрогенерации, что осложнялось малой генерирующей мощностью с единицы поверхности.

Особенной заслугой Holger Thorsten Schubart можно считать тот факт, что он сумел осмыслить результаты собственных экспериментальных работ и использовать для создания научного обоснования опубликованные данные других научных центров, работающих с наноматериалами и графеном, в частности. В результате под его руководством был создан многослойный электрогенерирующий материал, который позволяет перейти к промышленному внедрению технологии электрогенерации, получившей название Neutrinovoltaic. Именно когерентное упругое нейтрино-ядерное рассеяние характеризует процесс взаимодействия нейтрино с графеном.

  • Правильно ли я понимаю, что электрогенерация осуществляется только от взаимодействия нейтрино с графеном?

Румянцев. Нет, это не так. Электрогенерация от воздействия нейтрино – это только один из факторов, определяющих величину колебаний атомов графена. Согласно подтвержденным данным (заключение престижной шведской королевской Академии наук) расчетное значение доступной энергии на 1 м2 составляет более 19 Вт*сек, но это только расчётное значение. Пока Neutrinovoltaic технология позволяет преобразовывать только небольшую часть энергии нейтрино, постоянно пронизывающих Землю день и ночь независимо от погодный условий.

Величина колебаний атомов графена, которые осуществляются в виде «графеной» волны, зависит также от температуры, электросмога, антинейтрино, других электромагнитных излучений, иными словами, всех компонентов, способных увеличить интенсивность и амплитуду колебаний атомов графена и участвующих в генерации постоянного тока.

  • Проводилась ли экспертиза Neutrinovoltaic технологии сторонними независимыми организациями?

Румянцев. Безусловно. Причём хочу особенно подчеркнуть, что договора на тестирование технологии заключала не наша компания, а будущие партнеры, которые хотели бы купить у нас лицензию на право производства автономных источников тока, изготовленных на основе Neutrinovoltaic технологии. Проверочные испытания проводились в Швейцарии в бетонном бункере на глубине 30 м и в клетке Фарадея для блокирования любых наводок, а также шведской королевской Академией наук по запросу автомобильного концерна Daimler AG. В обоих случаях были получены положительные заключения.

  • Но, несмотря на интерес со стороны крупнейших игроков на автомобильном рынке, компания Neutrino Energy Group решила самостоятельно проводить работы по адаптации Neutrinovoltaic технологии для использования в области электромобильности?

Румянцев. Не самостоятельно, а вместе с компетентным партнёром индийской компанией C-MET, занимающей лидирующее в мире положение в исследовании метаматериалов. Мы никогда не ставили себе целью самостоятельно проводить такие работы. Стартовые инвестиции в проект составляют $2.5 млрд., требуется дополнительное проведение комплекса серьёзных исследований. У нас нет желания ждать, когда материализуется интерес автоконцернов, мы намерены в кратчайшие сроки провести ряд исследовательских и технологических работ, чтобы довести разработку до внедрения. И, как Вы понимаете, покупательский спрос на электромобили с внутрикорпусными генераторами электрического тока будет ошеломительный.

  • В России скептически относятся к электромобилям в связи с довольно суровыми климатическими условиями и доступностью ископаемого топлива. Получат ли они своё признание в России?

Румянцев. У нас в России, мягко говоря, люди не очень озабочены экологическими проблемами, пока их это не касается непосредственно, как, например, наличие свалок около их домов. Однако Россия не сможет идти вопреки общемировых тенденций. Россияне убеждены, что зимой в России электромобили нельзя эксплуатировать из-за низких температур. Емкость аккумулятора падает, и пробег электромобиля между зарядками резко уменьшается. Наша совместная работа с C-MET будет направлена в том числе на создание электромобиля для суровых климатических условий. Для этого придётся увеличить мощность встроенной электрогенерации и часть её направить на подогрев источников тока и аккумуляторной батареи.

В заключении, я хочу подчеркнуть, процесс отказа от ископаемого топлива необратим, и лучшие умы человечества ищут сейчас наиболее оптимальную и наименее затратную технологию получения электроэнергии без сжигания ископаемого топлива, и Россия неизбежно подключится к этому процессу.


Новые комментарии:

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  1. Первый раз слышу о технологии, хотя подписан на несколько хороших новостных каналов о науке и технике. Больше похоже на самопиар для привлечения инвесторов. По запросу Румянцев Леонид Константинович можно найти только пару выписок из ЕГРЮЛа о обанкротившихся компаниях. По запросу графеновые уловители нейтрино или генератор на нейтрино ничего толкового не выдаётся, только форумы конспирологов

  2. Да, кстати, существенный минус электромобилей заключается в том, что они требует регулярного заряда от зарядных станций. А строить их в странах не особо спешат, поэтому и покупатели больше смотрят в сторону дизельного топлива. А если все же этот проект реально окажется исполнимым, то это существенно повысит спрос на электромобили, так как не придется его заряжать.

  3. Да, сегодня практически во всех развитых странах просматривается тенденция постепенного отказа от автомобилей с двс, в пользу электромобилей. Но нельзя ориентироваться только ни них.

    Необходимо также обязательно брать во внимание климатические условия и особенности использования таких машин в условиях низких температур, плюс экономическая оставляющая. Но переход на экологически чистые транспортные средства в ближайшие годы в крупнейших мегаполисах страны — это вполне реально.

    А что касается технологий, то генераторы на нейтрино — это еще только наработки и исследования, о которых большинство наших сограждан даже не слышали. А вот стационарные зарядные станции в больших городах дело привычное, и их количество постоянно растет.

  4. Как отрадно видеть, что электромобиль – это уже свершившееся будущее, и теперь на очереди новые модели этого инновационного прорыва. Хочется верить в то, что люди наконец то задумаются об экологии и начнут переходить на полную замену топлива на электропитание. На самом деле, всё это теоретически реально организовать, стопор в том, что это обанкротит нефтегазовые компании и, естественно, они всеми силами будут удерживать свои лидерские позиции. Странно и то, что у нас открывается столько научных центров, но в России пока не могут создать собственные инновации, без помощи других стран.