За 2023 год россияне заказали еды почти на 918 миллиардов рублей, что на 48% больше по сравнению с прошлым годом. Такие объемы сильно повышают потребность в картонной и пластиковой упаковке, увеличивают пищевые отходы и количество доставок. Как следствие, нагрузка на экологию растет.

Кроме роста заказов увеличивается и численность населения. К 2050 году ожидается, что в мире будут проживать 9,7 миллиарда человек. Существующие системы производства продуктов просто не справятся с таким объемом. Еще одна из проблем — неравномерное распределение еды. При ее изобилии в некоторых странах люди засыпают, испытывая чувство голода из-за нехватки продуктов питания.

Чтобы справиться с этими вызовами, многие FoodTech компании предлагают новые технологические решения и уже внедряют ИИ для прогнозирования спроса, оптимизации производства, а также более точных и безотходных закупок продуктов. Кроме того, игроки пищевой промышленности работают и с привычками потребления людей, делая их более осознанными и экологичными.

В этом обзоре Никита Макаров — CPO и кофаундер FooDoo.ai собрал 7 технологий, применяемых в FoodTech отрасли, которые помогают решить глобальные проблемы уже сегодня.

Вендинги готовой еды и ИИ-прогнозирование спроса

Автоматы с газировкой и шоколадками появились давно, а вот вендинги с готовой едой только набирают свою популярность. Они являются полезной альтернативой быстрых перекусов и позволяют людям получать качественную пищу также быстро и легко.

Однако производители и операторы подобных решений сталкиваются с вызовами новых форматов. Одна из главных задач, которую им нужно решить — срок годности. Продукты с высоким сроком хранения продавать просто, но когда дело касается «скоропорта», то приходится грамотно планировать спрос и вовремя убирать с полок испортившееся. Если этого не делать, потребители рискуют получить испортившуюся пищу, а экология страдает, получая новую дозу пищевых отходов и невостребованной упаковки. Хорошая новость в том, что за последние несколько лет появились стартапы, использующие ИИ для безотходных поставок.

Например, компания FooDoo, которая специализируется на вендингах с готовой едой, использует ИИ для анализа спроса и его прогнозирования. Благодаря моделям, построенным на больших данных, в точки продажи еды поступает необходимое количество тех товаров, которые пользуются спросом в конкретном месте. Такая модель позволяет свести к минимуму так называемый food waste. Еще один способ, как вендинги готовой еды помогают экологии — их расположение. Автоматы ставят вблизи университетов и офисов, что позволяет людям не пользоваться курьерской доставкой, а это сокращает выброс СО2 в атмосферу.

Альтернативные способы доставки

Доставка еды сильно прогрессирует. Несколько лет назад рестораны предлагали доставку за пару часов, потом время сократилось до часа. Сейчас заказ можно получить за 15-20 минут, но гонка идет еще дальше. Иногда люди могут заказывать еду по несколько раз в день — курьеры добираются к ним на автомобилях и скутерах, что увеличивает выброс СО2.

Чтобы этого избежать, компании пробуют перейти на альтернативные способы доставки. Курьеры пересаживаются на велосипеды и самокаты, а заказы начинают доставляться дронами или роботами, как, например, пробует делать Яндекс. В автоматизации и роботизации доставок есть бесспорные плюсы — низкая стоимость и отсутствие человеческого фактора. К примеру, курьер из-за усталости может совершить ограниченное количество поездок в день, а роботам такие ограничения не помешают.

Еще один способ, как новые технологии улучшают доставку — это оптимизация маршрута курьера при помощи ИИ. Искусственный интеллект способен обработать огромное количество факторов (погода, маршруты, требования к перевозкам, состояние продуктов и т.д.) и простроить оптимальный маршрут, чего невозможно сделать при обычном планировании пути. Время на доставку может уменьшиться на 20%, а потребление топлива — на 10%. Кроме того, оптимизация поможет сильно снизить выброс СО2 в атмосферу при относительно небольших вложениях.

И, наконец, для помощи экологии производители продуктов и операторы доставок используют все те же алгоритмы прогнозирования спроса. Очевидно, что обеспечение большого количества заказов возможно только при большом количестве точек хранения продуктов или множестве dark kitchen. Это значит, что увеличивается количество поставок и растет объем пищевых отходов. Чтобы сократить количество невостребованных продуктов и содержать необходимое количество остатков, компании используют алгоритмы на базе ИИ, учитывающие среднее количество заказов на точке, сезонный спрос, наличие поблизости офисов или школ и многое другое.

Новый белок

Один из недавних трендов фудтеха — поиск альтернативного источника белка. Белки играют ключевую роль в функционировании человеческого организма и во многих биологических процессах, включая рост, восстановление тканей, производство гормонов и ферментов, а также поддержание иммунной системы. Одним из основных белковых продуктов является мясо, и именно поэтому производители активно стараются найти замену именно ему.

Искусственное мясо или синтезированный белок позволит сократить расходы на выведение скота, заготовку корма, а также сократит индустрию утилизации невостребованных животных отходов. При переработке и утилизации мясо выделяет в атмосферу большое количество метана — это парниковый газ, который разрушает озоновый слой нашей планеты и способствует глобальному потеплению даже сильнее, чем это делает углекислый газ.

За десятилетие разработок (первый образец искусственного мяса был представлен в 2013) производители альтернативного белка продвинулись достаточно далеко. Смесь из горохового белка, свекольного сока и кокосового масла позволила сделать текстуру, очень похожую на натуральное мясо.

При слепых тестах большинство людей не способны отличить говяжий бургер от веган-версии. К тому же при жарке обе котлеты одинаково шипят и сохраняют мясистую текстуру. Еще одна альтернатива мясу — насекомые. Известно, что в них содержится много белка, а для некоторых культур они являются обычным продуктом в рационе. И хотя для производств и экологии есть много плюсов (меньшая площадь для выращивания, легкая транспортировка, дешевизна), далеко не все потребители готовы перейти на такой вид питания.

Несмотря на важность поиска или разработки альтернативного источника белка, оптимального решения все еще нет. Поэтому ожидается, что в ближайшие годы это направление станет одним из основных векторов развития технологий фудтеха.

ИИ для сельского хозяйства

С появлением ИИ для агрокомплекса открылось много возможностей. Анализируя прогнозы погоды, опыт предыдущих лет, состояние почвы и другие факторы, алгоритмы могут помочь рассчитать предполагаемое количество урожая, правильно выставить системы орошения, снизить риск болезни культур, а также превентивно бороться с вредными насекомыми. Все это позволяет оптимизировать работу сельских хозяйств и прогнозировать важные для их функционирования факторы, что в свою очередь позитивно влияет на экологию и пищевую промышленность.

Одна из компаний, которые занимаются агро аналитикой, это СмартАгро. Компания создала готовое решение для сельскохозяйственных предприятий, которыми могут пользоваться как сами агрономы, так и руководство хозяйств. Алгоритмы Смарт Агро используют данные современных теплиц, которые оснащаются датчиками температуры, влажности, состояния почвы и уровне питательных веществ. Все эти данные обрабатываются ИИ, а результаты анализов передаются агрономам в понятном виде, предоставляя им данные и советы для увеличения производительности сельского хозяйства.

Еще один аспект влияния технологий на сельское хозяйство — постепенное сокращение ручного труда. На его замену приходят роботы, способные обработать большее количество урожая, снижая человеческий фактор и улучшая качество работы. Один из ярких примеров — компания Cognitive Pilot, которая разработала систему автономного управления комбайнами, тракторами и опрыскивателями на основе ИИ.

Вертикальное выращивание

Еще одна инновация в сельском хозяйстве — вертикальные фермы. Благодаря «многоэтажности» теплиц на меньшем пространстве можно вырастить больший урожай, сократив при этом ущерб для природы. Во-первых, уменьшается площадь посева и площадь самих теплиц, пространство внутри них используется более эффективно.

Во-вторых, оптимизируется система подкормки и орошения, что также сокращает издержки и негативный экологический след. Выбросы парниковых газов оказывают самое значительное влияние на экологию, разрушая озоновый слой Земли. Вертикальные фермы позволяют сократить этот уровень за счет меньшего потребления воды и пестицидов. Здесь же можно отметить переработку воды и оптимизацию ее расхода, которые почти всегда сопутствуют вертикальным фермам. Чтобы избежать сливов и бездумных трат воды, на фермах устанавливают капельное орошение. А использованную воду очищают и используют повторно, сокращая ее расход. Бережное отношение к воде — важный вектор развития технологий в фудтехе, который в 2024 году будет лишь набирать обороты.

Пищевые отходы

Это, пожалуй, одна из самых острых тем, которые обсуждаются на FoodTech конференциях. Существует целый спектр проблем, связанных с пищевыми отходами. Первая из них заключается в количестве отходов. По подсчетам, треть всех производимых продуктов уходит на свалку из-за неправильного прогнозирования спроса и распределения продуктов. Вторая проблема — переработка. Испортившиеся продукты в промышленных масштабах нельзя просто выкинуть на свалку, их необходимо рассортировать и переработать. В процессе утилизации выделяется метан — один из основных парниковых газов, который хорошо удерживает тепло в атмосфере и пагубно влияет на озоновый слой.

Чтобы сократить количество пищевых отходов, появилось много стартапов на разных этапах производства и потребления еды. Например, есть агрегаторы, которые позволяют кафе, ресторанам и магазинам продавать оставшуюся продукцию по сниженной цене. Одна из таких компаний – To Good To Go. Другие компании помогают ресторанам четко планировать расход ингредиентов, вплоть до граммов. Также создается множество программ, которые обрабатывают большие массивы данных потребителей, помогая предугадать спрос и свести к минимуму нераспроданную еду или неиспользованные заготовки.

Биоразлагаемая и умная упаковка

Работа над экологичностью упаковки — это бум фудтеха. Производители упаковки ищут технологии, которые помогают перерабатывать тары проще и безвреднее, а продуктовые ритейлеры запускают кампании, направленные на более осознанное использование упаковки и пластиковых пакетов. Например, ВкусВилл включил в свой каталог услугу вывоза фирменной пластиковой упаковки на переработку за 1 рубль, а сеть супермаркетов Перекресток ввел моду на многоразовые сумки для продуктов. Их слоган на пластиковых пакетах гласит: “Меньше пластика — это не фантастика”. Все больше кафе уходит от использования пластмассовой посуды, заменяя ее картонной. Эти инициативы поддерживаются и на законодательном уровне.

В России с 2024 года ограничат использование многослойных ПЭТ-бутылок, капсул для кофе из многокомпонентных материалов и других изделий, сложных в переработке. Следующий шаг — сокращение упаковки в принципе. Некоторые рестораны отказываются от бесплатных салфеток, другие уменьшают плотность картона или оберточной упаковки. Все это помогает уменьшить вырубку лесов и позволяет повторно использовать переработанные бумажные материалы. Например, так делает Додо Пицца.

Еще один интересный технологический тренд — появление на рынке FoodTech умной упаковки. Она помогает правильно хранить еду, продлевая срок ее годности. В упаковку встраиваются датчики, которые обнаруживают изменения в температуре, уровне газа и рН продукции, предоставляя потребителям точную информацию о ее качестве. С одной стороны, сокращается food waste, с другой — потребитель получает точные данные о состоянии блюда, что снижает риск отравления.

Вместо заключения

FoodTech — обширная сфера, в которой участвует огромная цепочка: от выращивания продуктов до их доставки и потребления. На каждом из этих этапов есть много процессов, которые можно автоматизировать или улучшить при помощи новых технологий. Ожидается, что мировой рынок FoodTech вырастет до 424803,6 миллиона долларов к 2031 году. Это значит, что мы можем ожидать больше инноваций в индустрии и еще больше новых технологических стартапов.

Компании стараются точечно улучшать процессы производства и приготовления еды, выбирая отдельно взятые проблемы. Однако не стоит забывать, что часть ответственности лежит и на самих потребителях. По данным ООН, на март 2020 года на одного человека в среднем приходился 121 кг выброшенной еды в год. В связи с этим главная задача отдельно взятого человека — поменять свое отношение к еде.

Относиться к ее потреблению более осознанно, стараться четче планировать закупку продуктов, использовать многоразовые боксы для еды, обдуманно выбирать продукты. Такие простые действия помогут сократить пищевые отходы, приблизиться к zero waste и сохранить экологию планеты для здоровой жизни ее обитателей.

***
Об авторе

Никита Макаров — CPO и кофаундер FooDoo.ai, международной FoodTech компании и решения для Grab & Go на основе искусственного интеллекта, которое помогает сократить количество пищевых отходов и сделать качественную еду доступной. Ник является спикером ведущих технологических СМИ, конференции Emerge, а FooDoo включен в множество рейтингов инновационных стартапов, в т.ч. от Futurology и Emerge. Стартап сокращает количество пищевых отходов на 50 % по сравнению со средним показателем по рынку Grab & Go.


Новые комментарии:

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *