Космический туризм – сегодня это тренд и уже не фантастика, это мировая индустрия и высокоприбыльный бизнес. Индустрия космического туризма растет быстрыми темпами в мире, в перспективе это много-миллиардный рынок.

Ведущие космические агентства и компании крайне заинтересованы в этом перспективном бизнесе. Сейчас эта индустрия на стадии зарождения и путешествия в космос доступны только для миллионеров. Чтобы совершить космическое путешествие с выходом в открытый космос необходимо заплатить $20 — $35 млн.

Пока что под космическим туризмом понимаются три вида полетов за пределами земной атмосферы – орбитальный, суборбитальный и вокруг Луны. Из этих трех направлений на практике осуществлена лишь орбитальная опция, самая дорогая и требовательная к подготовке путешественников.

На орбиту туристов доставляет только «Роскосмос» совместно с американской компанией Space Adventures. Суборбитальным туризмом занимаются западные компании Blue Origin и Virgin Galactic, а полетами вокруг Луны – SpaceX. Лунный и суборбитальный вояжи будут доступны публике в ближайшее время – реальных туристов по этим маршрутам еще не отправляли.

Компании космического туризма

Первой компанией, предоставляющей услуги в области космического туризма, стала американская Space Adventures. В период с 2001 по 2009 годы Space Adventures при технической поддержке «Роскосмоса» реализовала 8 туристических полетов. Одному из туристов, Чарльзу Симони, посчастливилось побывать на МКС дважды – и всего лишь за $70 млн.

Индустрия космического туризма: перспективы высокоприбыльного бизнеса в мире
Космические туристы

Все путешественники доставлялись на российский сегмент станции – представители NASA с момента появления идеи орбитального туризма заявили, что американское агентство не заинтересовано в путешественниках-любителях, хотя и не имеет возражений против коммерческих астронавтов-специалистов.

В ноябре 2019 года «Роскосмос» заказал два новых корабля специально для орбитальных туристов. Вариант «Союз-МС» для туристических полетов переделан под управление одним пилотом, стоимость вояжа оценивается в 2,5 млрд рублей.

До этого «Роскосмос» принимал туристов только при наличии свободных мест, с 2010 года таких не было вовсе: корпорация доставляла на орбиту профессиональных астронавтов NASA и Европейского космического агентства. Стоимость услуги – 80 млн долларов за место, что гораздо выгоднее, чем любительский туризм.

В 2020 году Space Adventures объявила о новой услуге: организации выхода космических туристов в открытый космос. Контракт с российской РКК «Энергия» уже готов, но имена первых претендентов пока неизвестны.

Точная стоимость тура в космос, по словам представителей Space Adventures, зависит от длительности подготовки в «Звездном городке», даты полета и других факторов. Известно, что подготовка к полету займет на несколько недель дольше, чем в случае с предыдущими орбитальными туристами, а срок пребывания на МКС вместо 10 дней будет продлен до 16.

Зарубежные коммерческие проекты

Космический туризм на нынешнем этапе развития не считается прибыльным бизнесом: для компании, запускающей собственные ракеты и аппараты, гораздо выгоднее заниматься выводом на орбиту спутников. Западные стартапы, нацеленные только на туризм, уже исчерпали источники финансирования и ушли с рынка. Среди них – Golden Spike Company, Armadillo Aerospace, Excalibur Almaz, XCOR Aerospace.

Компании, оставшиеся в нише, принадлежат корпорациям, для которых космические полеты – лишь одно из многочисленных направлений. Главные игроки рынка сейчас – SpaceX, Blue Origin, Virgin Galactic.

Индустрия космического туризма: перспективы высокоприбыльного бизнеса в мире
Проект космического туризма Virgin Galactic

Компания Илона Маска SpaceX объявила имя своего первого клиента еще в 2018. Японский миллиардер и ценитель современного искусства Юсаку Маэдзава отправится в лунный тур на борту сверхтяжелой ракеты-носителя Starship – но не ранее 2023 года, по самым оптимистичным подсчетам.

SpaceX, вместе с Blue Origin Джеффа Безоса (владельца Amazon), технически лучше всего готова к реализации туристических полетов: обе компании в 2020 выбраны NASA в качестве главных подрядчиков для разработки проекта по высадке людей на Луну – в рамках программы «Артемида».

Более теоретической пока остается программа Virgin Galactic, одной из многочисленных компаний Ричарда Брэнсона. Список клиентов, оплативших тур, растет год от года, а запуск постоянно откладывается. Стоимость билета Virgin Galactic оценивает так же, как и Blue Origin – около $250-$300 тыс.

Virgin Galactic и Blue Origin не планируют готовить пассажиров к экстремальным перегрузкам при полете к МКС. Тур заключается в суборбитальном полете на высоте 100-200 км над поверхностью Земли. Путешествие займет не более четверти часа, несколько минут туристы проведут в состоянии невесомости – достаточно, чтобы отправить селфи в Инстаграм.

Пока частные космические компании занимаются испытаниями ракет, американский стартап Starfighters нашел свою нишу в бизнесе: подготовку туристов к полету. Для этой цели руководители проекта приобрели 7 истребителей F-104, на которых тренировались летчики-космонавты, включая Нила Армстронга и других астронавтов времен «Аполлона». Внутри истребителя создаются перегрузки и микрогравитация. Курс подготовки обойдется в 20 тыс долларов.

Индустрия космического туризма: перспективы высокоприбыльного бизнеса в мире
Космический проект SpaceX Илона Маска

Российские космические стартапы

В России тоже есть частные компании, занимающиеся разработкой ракетно-космических систем для суборбитальных туристических полетов. Одна из них – «Космокурс». Как и Blue Origin, разработчики оценивают свои услуги в $250-$300 тыс. Однако обещают, что кабина будет в 2 раза больше, высота полета – в 2 раза выше, а продолжительность вояжа – в 1,5 раза дольше. Неизвестный российский инвестор вложил в проект $150 млн.

В июне 2020 частная российская аэрокосмическая компания Success Rockets анонсировала суборбитальный проект стоимостью $50 млн. Из этой суммы пока привлечено 300 млн рублей. Спутниковая платформа, ракета-носитель и космический буксир будут готовы к 2024. «Лин Индастриал» занимается разработкой сверхлегкой ракеты и жидкостного двигателя – для коммерческих полетов к 2024.

Самый свежий российский стартап работает с 2019 года: компания «Многоразовые транспортные космические системы» в октябре 2020 подписала договор с «Роскосмосом» на создание многоразового космического корабля, который будет доставлять и возвращать грузы с МКС. Издержки планируются в 2 раза ниже, чем у Илона Маска: полет Crew Dragon стоит $150 млн, и пока что лишь SpaceX предоставляет услуги по возврату тяжелых грузов на Землю.

Перспективы космического туризма

Число российских аэрокосмических стартапов немногочисленно. Из гонки уже выбыли компании Yaliny и «Даурия Аэроспейс». Компаний, нацеленных на туризм, и того меньше. Главные причины, кроме высокой стоимости проектов – монополия «Роскосмоса», секретность государственных разработок, сложности с получением лицензии и повышенный контроль со стороны ФСБ.

Ожидается, однако, что ситуация изменится после первых успешных массовых полетов в космос. Сегодня мировой рынок космического туризма и услуг оценивается в районе $400 млрд. По оценке GlobeTrender мировой рынок значительно вырастет к 2030 году: к этому времени в суборбитальные полеты отправятся не менее 15 — 20 тысяч туристов.


Новые комментарии:

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  1. Полностью согласен с мнением автора, изложенным в статье. Да, сейчас космический туризм кажется чем-то недостижимым и эфимерным. Но пройдёт время, пусть даже несколько десятилетий и те, кто верил в свою мечту, вкладывал каждый день частицу себя в достижение цели, окажутся правы.

    Наш мир сейчас процентов на 10 готов к тому, чтобы развивать этот бизнес. Пока что он относится к «фьючерсам», это может сбыться, а, может, и нет. Но пройдёт время и скептики притушат свои голоса…Мечты обязательно сбудутся, бизнес станет приносить дивиденды.

  2. Космический туризм в настоящее время звучит очень громко и интригующе, но так ли он многообещающ на самом деле?
    Допустим, пока что такая услуга доступна лишь миллиардерам. А сколько ещё должно пройти времени до того как позволить себе побывать в космосе смогут больше нескольки десятков человек?

    Очевидно, что ещё долгое время космический туризм будет привилегией самых богатых людей. Так же это можно объяснить тем, что копаниям, организующим данные вояжи это не так уж и выгодно, ведь сами полёты очень ресурсозатратны, и набор на борт множества туристов в ближайшее время просто неосуществим.

    Ведь нужно подготовить ракеты, служебный персонал, специалистов и самих туристов к полёту. Не говоря уже о том, насколько опасен этот вид развлечения. И речь идёт как и о проблемах непосредственно с туристами, так и о опасности, связанной с нахождением за пределами земной атмосферы.

    Допустим, не выдержит психика туристов, начнётся паника, их придётся кому-то успокаивать. Или их подготовка к полёту будет недостаточной, они не смогут оперативно действовать в экстренных ситуациях. Ко всему прочему, угрозу нахождению на орбите составляет космический мусор. Регулярно проходят его столкновения с космическим станциями или спутниками, что приводит к их повреждению и неисправности.

    Все организаторы таких путешествий должны понимать, что, находящемуся на орбите вояжу угрожает не меньшая опасность. Конечно, в договорах должны учитываться данные факторы, но не слишком ли они рискованы, если даже и профессионалы не застрахованы от инцидентов в космосе?

    Понятно, что компании-организаторы в первую очередь коммерческие и направлены на получение прибыли, но они все же будут, если не пытаться, но уж делать вид, что гарантируют необходимую безопасность и все условия для комфортного путешествия.

    Но несмотря на это, у такого развлечения есть и свои положительные стороны, хоть они и не так отчётливо видны сейчас. Скорее всего, когда полёты в космос станут обыденностью как минимум для высокого среднего класса, общество будет привычнее относится к таким услугам.

    Следовательно, должно вырасти финансирование преуспевающих организаций, что может привести к увеличению потока средств на благо науки, а ее развитие расширит как и свои границы, так и будет увеличивать возможности и особенности полётов в космос. В любом случае, большая доступность космического туризма будет увеличивать интерес к космосу, поэтому естественно, что увеличится финансирование его изучения.

    К тому времени люди будут больше готовы к таким явлениям, и качество самих путешествий станет лучше, так как оно придёт с опытом, который сейчас начинает постепенно нарабатываться.

    Если сейчас кто-то скептически относится к таким услугам, то потом это будет больше входить в жизни людей и к скептическое отношение перестанет быть таким массовым. Но это все в далёком будущем, а сейчас имеем, что имеем и следим за развитием космического туризма.

  3. Не очень верится, что в ближайшее время космический туризм получит серьезное развитие. Не так много в мире миллиардеров, готовых расстаться с такими баснословными суммами да еще и рисковать жизнью, ведь полеты в космос по-прежнему небезопасны. Конечно, если будут создаваться специальные космические корабли для орбитальных туристов, как упомянутый «Союз-МС», не особо секретаный по технологиям и вмещающий хотя бы десяток туристов, то это может удешевить туры в космос и открыть дорогу большему числу людей, которые хотят и могут себе позволить это фантастическое путешествие. Все-таки жизнь у человека одна, и хочется многое успеть.

  4. По мере того, как люди пересаживались с лошади на автомобиль, с автомобиля на поезд, с поезда на самолёт, человек стремится всё дальше и выше. Наверное, на Земле уже не осталось мест, где бы не побывали путешественники. А сейчас, люди пересаживаются на космические корабли, и хотят видеть космос. И возможно, в скором времени, космический туризм станет доступным и массовым.