Налоговые споры, рейдерские захваты, мошеннические схемы третьих лиц или даже партнеров по бизнесу – все это жесткая реальность, а не сюжеты сериалов. Потерять свое дело легко, если не следить за тем, насколько грамотно идут бизнес-процессы в компании.

Как правильно структурировать бизнес, зачем проводить диагностику юридического отдела каждые 2-3 года минимум, расскажет руководитель юридического департамента фирмы «Прагмат» Артем Платонов.

Что такое юридическое структурирование и когда это нужно?

Структурирование бизнеса – это доработка и (или) реструктуризация модели построения предприятия. В частности, это перераспределение хозяйственной деятельности на несколько юридических объектов.

Эффективное юридическое структурирование поможет собственнику добиться контроля и безопасности, защитить свое предприятие от мошеннических и рейдерских посягательств.

Юридическое структурирование бизнеса: юр-фирма "Прагмат", как независимый советник по превентивному решению проблем компаний
Артем Платонов

В частности, юридическое структурирование помогает защитить бизнес от следующих рисков:

• налоговые доначисления;
• споры между соучредителями;
• уголовно-правовые последствия;
• риски субсидиарной ответственности топ-менеджеров и собственника компании;
• потеря личных активов и активов компании.

Исключить возникновения таких неприятностей невозможно, но снизить риски – да, при грамотной структуре бизнеса и своевременной юридической диагностике.

Когда необходимо структурирование бизнеса:

• в период финансовой нестабильности на предприятии, кризиса;
• если нужно провести реструктуризацию долговых обязательств;
• если есть реальные угрозы экономической безопасности;
• при недостатке инвестиций;
• если бизнес нужно вывести на международный уровень и сделать это безопасно.

Какие выгоды дает бизнесу структурирование

Разумеется, в каждом случае будут свои преимущества. Но, есть и несколько общих факторов:

Безопасность. Если структурировать бизнес путем разделения его на несколько объектов, то риски потерять все существенно снижаются за счет перераспределения активов и функций между разными частями предприятия. А также рейдерский захват или судебные споры не приведут к потери всего бизнеса, в худшем случае только какой-то его части.

Повышение эффективности за счет оптимизации бизнес-процессов. За счет грамотного структурирования собственник получает четкое и понятное распределение управленческих функций, а неэффективные бизнес-процессы исключаются.

Снижение налоговой нагрузки. Разделение бизнеса на несколько хозяйственных объектов позволяет применять разные системы налогообложения – которые будут выгодны в том или ином случае. Как следствие этого – снижение налоговой нагрузки.

Почему диагностика юридической структуры необходима раз в 2-3 года?

Законодательство очень быстро меняется, и не все штатные юристы умеют вовремя на такие изменения реагировать.

Так, в последние годы активно начал развиваться институт субсидиарной ответственности. Что это значит – ответственные лица своим имуществом теперь отвечают за долги компании. Например, если на счету предприятия нет средств для уплаты долгов кредиторам, а у топ-менеджера или собственника есть соответствующие личные активы, то взыщут с него.

Как правильно структурировать бизнес

Начинается все с анализа сильных и слабых сторон бизнеса, с расчета финансовых показателей. Далее проводится оценка технологических, производственных, финансовых возможностей компании, уровень качества и потребительский спрос на ее товары/услуги.

На основе полученной информации составляется оптимальная для этого бизнеса модель структурирования – так, чтобы это было эффективно, а ее внедрение не повлияло негативно на текущую работу предприятия.

Уже на этапе внедрения новой структуры могут создаваться новые юридические объекты, реорганизация или ликвидация существующих, перераспределяются активы, заключаются новые договорные отношения.

Разработки одной модели для структурирования мало. Чтобы такие мероприятия дали положительный эффект, нужно:

• определить, какие объекты компании неликвидны и ликвидировать их;
• исключить дублирование функций между одними и теми же отделами или лицами;
• правильно распределить финансовые потоки;
• диверсифицировать капитал;
• при необходимости внести изменения в учредительные документы, чтобы контроль над бизнесом оставался только у учредителей и собственника.

Многие собственники беспокоятся о том, что при таких масштабных изменениях, у контролирующих органов могут возникнуть лишние вопросы. Такое действительно может быть, но только при использовании каких-то незаконных, мутных инструментов. В своей практике ничего такого мы не используем, поэтому беспокоится нашим клиентам не о чем.


Новые комментарии:

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *