Проблема современного дизайна состоит в том, что дизайнеры берут готовые шаблоны, конструкторы и создают однообразные продукты — от интернет-сайтов до брендинга. Несомненно, это упрощает работу, но снижает качество и адаптивность. Зачастую попытки разработчиков выделиться приводят к провалу и вызывают у пользователей лишь раздражение. Как добиться того, чтобы дизайн притягивал клиентов как магнит и от каких принципов отталкиваться при создании дизайна продуктов, рассказала Арина Троицкая, freelance product designer, design lead (ex Redmadrobot, Memory AI, Fantasy Interactive).
Содержание:
Психология дизайна
За любым успешным дизайнерским решением стоит глубокое понимание своей аудитории и того, как она мыслит. Здесь приходит на помощь психология дизайна – она изучает, как люди взаимодействуют и воспринимают дизайн продуктов. Этот подход позволяет дизайнерам понять, как люди думают, чувствуют и ведут себя в ответ на дизайн, что может помочь в процессе проектирования и привести к более эффективному и ориентированному на пользователя дизайну. Следовательно повышать продажи бизнесу.
Как предприниматели обладают пытливым умом и широким кругозором, чтобы видеть на рынке ниши для запуска бизнесов (например, какой-то офлайн процесс, который можно отрегулировать и привести в порядок при помощи онлайн-платформы), так дизайнер интерфейсов, обладая знаниями человеческой психологии манипулирует (в хорошем смысле) сознанием человека приводя его к максимально быстрому решению проблемы / закрытию боли.
Понимание психологии людей проходит красной нитью через все дизайн процессы построения цифрового продукта.
Существует ряд правил, которые используются UX/ UI(англ. user experience – пользовательский опыт; англ. user interface – пользовательский интерфейс) дизайнерами на всех этапах работы над цифровым продуктом, такие как закон Фитса, Хика, Якоба, которые подсказывают как упростить выбор, сгруппировать контент и размещать элементы интерфейса в меню и множество других. Все эти правила есть в общем доступе в интернете и книгах, о них мы сегодня говорить не будем, но поговорим о более эмоциональных и неочевидных вещах из психологии дизайна, которые помогают делать бизнесы успешнее.
3 хитрых приема дизайнера
Дизайнеры используют множество инструментов влияния на аудиторию через цвет, картинки, анимацию, шрифты — все это сводится к нескольким более глубоким психологическим принципам, понимание которых позволит вам сделать свой продукт привлекательнее и уникальнее для аудитории.
Soft skills: дизайн-мышление, эмпатия и жизненный опыт
Дизайн мышление – простыми словами, это подход к решению проблем, разработки продуктов, услуг, ориентированный на желания и потребности человека и создание решений, удовлетворяющих их.
Дизайн-мышление часто используется в UX/UI-дизайне, особенно при создании интерфейсов веб-сайтов и приложений. Однако этот подход не ограничивается только цифровыми продуктами. Он может использоваться в любой сфере, где необходимо решить конкретную проблему для конкретного пользователя, от проектирования торгового центра до организации городского мероприятия, от создания новой зубной щетки до управления логистикой при закрытых границах.
Главное в этом методе – эмпатия, чтобы понять, как мыслят люди. Это как карта сокровищ, которая ведет вас по пути открытий, помогая понять потребности и желания людей, для которых вы разрабатываете продукт.
Например, редизайн мобильного приложения. Компания проведет исследование пользователей, чтобы понять болевые точки текущего приложения, такие как плохая навигация и низкая вовлеченность. Они определят проблему и потребности пользователей, а затем генерируют широкий спектр идей для редизайна. Затем они создают эскизы и макеты наиболее перспективных идей, тестируют их с пользователями, собирают отзывы и дорабатывают дизайн на основе этих отзывов. Наконец, они внедряют доработанный дизайн в конечный продукт.
Эмпатия — способность чувствовать других людей и переживать их чувства как свои.
Это очень ценный навык, дающийся некоторым с рождения, а некоторые его приобретают, например, в процессе участия в благотворительных мероприятиях.
Чем эмпатия полезен дизайнерам? Например, создание дизайн-концепции. Когда мы говорим о визуальной стороне продукта, всегда есть место вкусовщине. Но если вы обладаете достаточно развитыми навыками эмпатии, то сможете почувствовать, какой дизайн нравится клиенту больше и не делать лишних итераций. Вы также отлично чувствуете какая стилистика будет уместна в данном случае.
Жизненный опыт. Я убеждена, что чем больше мы пробуем, путешествуем, рискуем и совершаем ошибок — тем шире наш кругозор, а следовательно и вероятность найти креативное решение, визуальное или концептуальное. Все тренды современного графического дизайна построены на логичном хаосе, gen Z разрушили все, что строили миллениалы (оставили структуру!) и на пепелище старого создали новый визуальный-тренд, который стали поддерживать все крупные компании.
Креативные методики
Первый раз я столкнулась с этим официально, когда проходила курс в школе креатива ИКРА при агентстве Red Keds. Там мы изучили такие методики как ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), брейншторм, метод ассоциаций и много других. Как правило, эти методы используются при создании идей рекламных концепций и промо сайтов кредиторами, но visual-дизайнер может применить их для дизайна сайта или приложения, где нужна большая идея и яркая история, сторителлинг. А поскольку рынок цифровых продуктов переполнен, нам всем надо как-то выделяться — эти методологии обеспечивают структурированный подход к творчеству и решению проблем, помогая дизайнерам мыслить нестандартно и придумывать инновационные решения. Давайте разберем, как они работают.
ТРИЗ — это методология, которая использует систематический подход для выявления закономерностей в решении проблем и генерирует новые идеи путем разбора существующих проблем и выявления общих закономерностей.
Например, дизайнер, работающий над мобильным приложением для фитнеса, может использовать ТРИЗ для выявления закономерностей в том, как удержать пользователей в приложении. Он изучит распространенные причины, по которым люди перестают пользоваться фитнес-приложениями, и предложит новые идеи для решения этих проблем — интеграцию элементов геймификации, обеспечение персонализированной обратной связи или создание онлайн-комьюнити.
Метод ассоциаций — это методика, которая предполагает проведение мозгового штурма путем установления связей и ассоциаций между различными идеями и концепциями.
Например, дизайнер, работающий над новой e-commerce платформой может посмотреть на другие e-commerce платформы Amazon или Etsy и найти способы сделать свою платформу уникальной –– интегрировать функцию рыночной площадки или позволить пользователям настраивать и персонализировать свой опыт покупок.
CRAFT (Creative Response to a Frame Task) – это методика, которая побуждает дизайнеров мыслить нестандартно, задавая определенные рамки или ограничения, а затем ставя перед ними задачу придумать креативные решения в этих рамках. Например, разработать чат бота, который может реагировать на несколько языков, или создать чат бота, способного понимать и реагировать на сарказм и иронию.
На стыке несовместимого, например, рождаются самые лучшие идеи.
Эргономика и UX-паттерны
Самые техничные подходы из всего списка. Эргономика изучает паттерны того, как люди взаимодействуют с продуктом. Например, для дизайнеров это про то, что в мобильных приложениях основная навигация находится внизу экрана (navigation bar), чтобы человеку было удобнее переключаться между разделами и держать девайс в одной руке, не тянуться далеко большим пальцем правой или левой руки. Это также о психологии цвета – люди как правило ассоциируют цвета с чувствами и настроениями, и дизайнеры провели массу исследований на эту тему.
Корпорации часто используют голубой цвет, чтобы внушить чувство надёжности и уверенности в их бренде, например, Meta (признана экстремистской организацией и запрещена в России). Красный передает энергичный дух бренда — Кока-Кола стойко ассоциируется с энергией и эмоциональным подъемом. Зеленый используют эко-бренды, так как этот цвет ассоциируется с органикой, естественностью, природой.
UX- паттерны, в свою очередь – это готовые шаблоны взаимодействия между пользователем и платформой. Здесь речь идет о том, что есть какой-то UX-паттерн, который нравится людям, и дизайнер берет этот паттерн и использует в каком-то новом для него контексте.
Теперь уже классическим примером является формат reels и stories – это короткие видео, информативного или фанового характера, которыми люди делятся с целью что-то сообщить публично, рассказать, информировать. Вообщем, новый и простой контент-формат. Конечно, такое не могло не остаться незамеченным дизайнерами технических платформ! Что происходит со stories? Теперь они везде: онлайн банкинг, продажи, софт. На одном из своих недавних проектов, я использовала формат Reels, чтобы рассказывать пользователям платформы об обновлениях.
Это лишь одни из многих приемов, которые используют дизайнеры, чтобы выстроить лояльность к продукту. Используйте эти подходы для создания своих решений, и ваш продукт точно не останется незамеченным!
Новые комментарии: