Три лидера на рынке электромобилей Китая теперь торгуются в США. После компаний Nio и Li Auto, в четверг Xpeng Motors разместила листинг на Нью-Йоркской фондовой бирже, бросив вызов китайско-американской напряженности.

Китайский стартап Xpeng Motors открылся на 54% выше в свой первый торговый день на фоне высокого спроса после привлечения $1,5 млрд — гораздо больше, чем он первоначально ожидал — в ходе первичного публичного размещения акций (IPO).

Базирующаяся в Гуанчжоу компания Xpeng при поддержке лидера электронной коммерции Alibaba Group Holding торгуется по цене около $23 за американскую депозитарную акцию.

Текущая рыночная стоимость компании Xpeng оценивается как минимум в $15 миллиардов.

IPO компании Xpeng последовало за двумя китайскими конкурентами NIO, котирующимися на NYSE в 2018 году, и Li Auto, которая в прошлом месяце стала публичной на фондовой бирже Nasdaq. Все 3 компании конкурируют с американским гигантом Tesla за огромный рынок Китая.

Xpeng увеличила размер своего предложения до 99,73 миллиона акций с первоначальных 85 миллионов, сообщил Nikkei Asian Review перед размещением. Компания также увеличила цену размещения до $15 за акцию с первоначального прогноза в $11 до $13.

По словам источников, знакомых с сделкой, сильные успехи производителей электромобилей на рынке Китая, во главе с Tesla и базирующейся в Пекине Li Auto повысили аппетит инвесторов к предложению Xpeng, несмотря на рост напряженности между США и Китаем.

«Спрос был настолько огромным, что нам просто пришлось его увеличить», — по словам источника близкого к сделке Xpeng Motors.

Электромобили Xpeng

«Значительно успешная торговля NIO на бирже помогает дебюту Xpeng», — сказал Тох Чжэнь Чжоу, аналитик сингапурской компании Aequitas Research, в заметке, опубликованной на платформе инвестиционных исследований SmartKarma.

NIO удвоила стоимость своих акций с момента листинга в 2018 году, несмотря на многочисленные кризисы, в том числе проблемы с отзывом автомобильных батарей и серьезные проблемы с деньгами.

Акции Li Auto выросли на 28% в среду, но упали в четверг на фоне сильной реакции на листинг Xpeng.

Фен Линянь, аналитик из пекинской исследовательской компании EqualOcean, сказал, что сильные фундаментальные показатели Xpeng понравятся институциональным инвесторам.

Инвесторов также успокоила поддержка Alibaba в то время, когда другие китайские стартапы электромобилей борются за выживание на конкурентном рынке. Конгломерат электронной коммерции является вторым по величине акционером стартапа Xpeng с долей в 14,4%.

Хэ Сяопэн, одноименный председатель и соучредитель Xpeng, до IPO контролировал 31,6%. Alibaba заявила, что планирует выкупить в ходе IPO еще $200 миллионов акций Xpeng.

Хотя стартап Xpeng не принес такой прибыли, как Li Auto и Nio, однако это уже третья китайская компания по производству электромобилей, акции которой котируются в Нью-Йорке.

Убыток компании сократился до 796 миллионов юаней ($115,4 миллиона) в первой половине года при выручке в 1 миллиард юаней. Убыток компании за тот же период прошлого года составил 1,9 миллиарда юаней.

Компания Xpeng начала производство своего первого электромобиля, компактного внедорожника G3, в конце 2018 года по цене, вдвое меньшей, чем у моделей, предлагаемых Nio и Li Auto.

В прошлом году Xpeng нацелился на покупателей с более высокими доходами, выпустив четырехдверный спортивный седан P7 с характеристиками, сопоставимыми как у Tesla Model 3. На данный момент было продано около 2000 едениц P7, и компания ожидает, что новая модель станет его основным источником будущих доходов.

Согласно проспекту компании, Xpeng планирует выпустить новую модель седана, а также передовую систему автономного вождения в 2021 году.

Ожидается, что новые фонды ослабят финансовое давление и предоставят дополнительную «огневую мощь» для отражения Tesla на внутреннем рынке для Xpeng.

Автопроизводитель Tesla из Калифорнии захватил более 20% рынка Китая всего за несколько месяцев.

В первом полугодии компания Tesla поставила 45 754 автомобиля, а ее завод в Шанхае начал поставки седанов Model 3. За тот же период Xpeng отгрузил в страну 5 499 автомобилей по сравнению с 9 500 автомобилями Li Auto и 14 169 автомобилями Nio. Их конкурент BYD, крупнейший в Китае производитель электромобилей, реализовал 57 449 легковых электромобилей.

Майский шаг Tesla по снижению цен на импортные и местные модели в Китае создает дополнительные проблемы для Xpeng.

«Бренд Tesla чрезвычайно популярен в Китае», — сказал Фэн из EqualOcean. «Его снижение цен наверняка повлияет на продажи Xpeng». Она сказала, что текущий объем поставок в значительной степени отражает объем заказов, сделанных до объявления Tesla. «Я немного обеспокоен, сможет ли Xpeng сохранить динамику в будущем».

Но Фэн сказал, что хорошие результаты Tesla не обязательно плохо для отечественных игроков, поскольку они подогревают аппетиты как клиентов, так и инвесторов к электромобилям и ускоряют рост цепочки поставок.

Тем не менее, многие игроки на рынке электромобилей не смогли выжить.

По словам Уэйна Шионга, партнера венчурного капитала, после многих лет ожесточенной конкуренции за деньги, которая положила конец надеждам сотен стартапов в секторе китайских электромобилей, Xpeng, Nio и Li Auto стали сильнейшими в гонке.

«С точки зрения инвестора, мы думаем, что три ведущих игрока должны выжить», — сказал он. Шионг сказал, что восстановление Nio в апреле — благодаря новому финансированию со стороны правительства Хэфэя в провинции Аньхой — повысило доверие инвесторов к отрасли, что принесло пользу другим игрокам электромобилей.

В марте компания Nio заявил инвесторам, что у нее недостаточно капитала, чтобы выжить еще 12 месяцев после нескольких неудачных попыток собрать деньги. Но ее состояние изменилось, и цена акций резко выросла после того, как муниципальные власти согласились инвестировать 7 миллиардов юаней в покупку 24,1% акций.

«Если бы Nio тогда не удалось привлечь новые средства, перспективы IPO для Li Auto и Xpeng не были бы одинаковыми», — сказал Шионг. Он ожидает, что Xpeng последует за успешным IPO Li Auto.

Тем не менее, венчурный инвестор Шионг также отмечает политические риски, с которыми Xpeng и другие китайские производители электромобилей сталкиваются в США, учитывая усиленные репрессии Вашингтона в отношении китайских технологических компаний.

Xpeng предупредил в своем проспекте, что на его бизнес может негативно повлиять политическая напряженность между двумя странами, поскольку «значительная часть» его исследований и разработок в области автономного вождения проводится в США.

Кроме того, предложенный закон США, который ограничит доступ китайских компаний к рынкам капитала Нью-Йорка, также может повлиять на его деятельность по сбору средств, говорится в сообщении.

Кроме того, разработка основных технологий также может столкнуться с юридическими рисками. Например, Tesla подала в суд на одного из сотрудников Xpeng за незаконное присвоение коммерческой тайны, когда он работал в американской компании.

Суд США обязал Xpeng по запросу Tesla предоставить для ознакомления конфиденциальные бизнес-материалы, включая исходный код для разработки. Xpeng считает приказ необоснованным и подал ходатайство о блокировании запроса. Судебное дело еще не завершено.

Шионг считает, что китайские производители электромобилей могут встряхнуть глобальную цепочку поставок.

«Весьма вероятно, что в будущем правительство США нацелится на китайские производители электромобилей», — сказал он.

Credit Suisse, JPMorgan, Bank of America, ABC International Holdings, BOC International, Futu и Haitong International выступили в качестве совместных букраннеров для листинга Xpeng.


Новые комментарии:

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *