Серийные предприниматели занимаются параллельным развитием нескольких разноплановых бизнес-проектов. После доведения стартап-компании до получения устойчивой прибыли — предприниматели, как правило, продают компанию или долю бизнеса и принимаются за реализацию новой бизнес-идеи.
Опытом по запуску прибыльных стартапов делится Кузьмин Илья Александрович — серийный предприниматель и эксперт в области развития стартапов, собственник 4-х действующих бизнесов в РФ.
Начните с тестирования бизнес-идеи, это первое и важное для предпринимателя. Востребованность и жизнеспособность многих стартап-проектов можно оценить на стадии бизнес-идеи.
Рассказывайте о новых идеях стартапа друзьям и знакомым, обращайте особое внимание на их критику.
Запустите тестовый сайт, создайте контекстную рекламу и посмотрите на реакцию аудитории, появится ли в дополнение к платному трафику органический. Проанализируйте, чем будут интересоваться посетители сайта. На этой начальной стадии можно понять почти все о бизнес-проекте: интересен ли проект целевой аудитории, есть ли первые продажи, востребован ли продукт, услуга рынком или нет и др.
Главные правила при запуске стартапа: каждый пункт — важен
Содержание:
Живите настоящим
Не стоит выбирать идеи, которые неработоспособны в настоящем – в надежде, что спрос появится в будущем.
К примеру, в конце 90-х в России были попытки запуска сервисов по заказу и доставке продуктов на дом. Тогда эта идея не нашла понимания у потребителей, которые еще не отвыкли «щупать» товар перед покупкой. Спустя несколько лет онлайн-магазины стали привычными.
Обращайтесь за советами
Многие бизнесмены отмечают, что своевременная просьба о помощи спасла их проект, а совет специалиста уберег от изобретения велосипеда.
Если просьбу оформить в виде делового предложения, можно найти инвестора. Если рассказать о своей идее по разработке какого-то продукта с нуля специалисту в этой области, – возможно, окажется, что такой продукт уже создан.
Используйте штангу Талеба
Опытные бизнесмены советуют оценивать потенциальную идею по принципу штанги Талеба. Эта концепция, изложенная автором в книге «Антихрупкость», подразумевает ограничение больших потерь, которое приводит к увеличению приобретения. На практике это означает разделение времени и средств между низкодоходными проектами с низким риском с одной стороны, и высокодоходными рискованными идеями – с другой.
Средние по потенциальной доходности и рискованности проекты рекомендуется отбрасывать: на их реализацию уйдет столько же ресурсов, что и на рискованный проект, а отдача может быть низкой. Пример проекта с низким риском – сервис такси. Бизнес-модель просчитана до мелочей, риски минимальны, но и доход окажется невысоким.
Другой конец штанги – проекты высокорискованные и с потенциалом высокой прибыли. По опыту серийных предпринимателей, если вести не менее 10 стартапов одновременно, один успешный может перекрыть убыток от девяти неудачных. По статистике, около 42% стартапов закрываются из-за отсутствия спроса и потенциала роста на рынке, и лишь 1 проект из 100 занимает в итоге 10% рынка.
Анализируйте объем рынка
Перед выбором идеи стоит оценить потенциальный объем рынка – если он не достигает $100 млн, развивать проект бессмысленно.
Если даже самый успешный стартап может рассчитывать в среднем на 10% доли на рынке, то менее успешные на практике не получают даже 1%. При небольшой емкости рынка рост даже самого прибыльного проекта в итоге остановится.
Оптимизируйте расходы, не дожидаясь кризиса
Большинство предпринимателей начинают сокращать расходы только с наступлением очередного кризиса. Многие при этом обнаруживают, что никакого заметного снижения качества жизни и условий труда не произошло.
Отказ от утреннего капучино за 200 рублей сэкономит 300 тысяч за 5 лет; аренду выделенного сервера за 120 тысяч можно заменить подпиской на облачный сервис за 5 тысяч. Таких статей расходов очень много, и задача каждого предпринимателя – оптимизировать их.
Избавьтесь от перфекционизма
Ошибка многих стартапов – вложение огромных средств и усилий в разработку продукта, на который попросту не будет спроса. Чтобы оценить жизнеспособность идеи, продукт надо запускать в стадии минимальной готовности.
Если товар или услуга понравятся целевой аудитории – их всегда можно доработать. Такой подход также позволяет сэкономить средства и время на оснащение продукта функциями, которые по факту окажутся не нужны пользователям.
Работайте только с компетентными специалистами
Мотивации и энергичности может оказаться недостаточно, если разработка продукта требует привлечения высококлассного профессионала. Бессмысленно доверять создание проекта на основе нейросетей человеку с опытом веб-разработки: сложными задачами должны заниматься по-настоящему компетентные специалисты.
Это особенно важно при выпуске минимально готового продукта, – если на него будет спрос, команда должна быть готова к максимальной доработке.
Занимайте локальный рынок в первую очередь
Некоторые стартапы терпят неудачу из-за неверного подхода к масштабированию. Вместо того, чтобы сначала полностью захватить локальный, национальный рынок, они растрачивают ресурсы на параллельное продвижение за рубежом.
В результате компания не добивается успеха ни в России, ни за границей.
Рассчитывайте юнит-экономику
Юнит-экономика покажет соотношение стоимости привлечения одного клиента и прибыли от продажи ему продукта или услуги.
Простой пример, если приглашение одного пользователя в новую соцсеть обойдется в 1 тысячу рублей, а прибыль от действий пользователя за все время использования сервиса составит 20 рублей – проект нерентабельный. Оценить юнит-экономику в полной мере можно на этапе тестового запуска – того самого минимально готового продукта.
Используйте конкурентные преимущества
Успешные серийные предприниматели не скрывают, что при возможности прибегают к так называемым «нечестным» преимуществам – связям, знакомствам, административным ресурсам.
По их мнению, в этом нет ничего зазорного.
Дорожите бизнес-партнерами
Найти идеального бизнес-партнера, по мнению опытных стартаперов, – гораздо сложнее, чем подыскать подходящего спутника жизни.
Людей с предпринимательскими талантами не так уж много – по оценке РБК, менее 3% населения. «Развестись» с партнером по бизнесу также гораздо труднее. Такт и выдержка в сложные моменты помогут сохранить взаимовыгодное и доверительное сотрудничество.
Действующие бизнес-проекты созданные предпринимателем Ильей Кузьминым:
1. Стопогонь.рф — компания занимается созданием пожаробезопасных пространств для эффективной работы юридических и физических лиц. Собственник крупной строительной фирмы в области специализированного строительства (огнезащита).
2. Проект — royaltalk.ru Собственник бренда, зарегистрированный товарный знак.
«Королевские беседы» — российский бренд в сфере образования (с 2016 года). Проект создает уникальные пространства для развития людей через обучение, наставничество, менторство. Нашими локомотивами служат 2 основных направления: бизнес образование https://royaltalk.ru/marafon и образование в сфере изучения иностранных языков https://royaltalk.ru/ls.
3. Коуч, семейный психолог, нумеролог, тренер боевых искусств (черный пояс айкидо).
Создатель Проекта http://t.me/He_She_21bot?start=utm_rec
«Крепкие отношения за 21 день»— ценность семейных отношений как основной двигатель прогресса для большого количества начинаний.
4. Инвестирование в проект primeavto.su
Становление прокатной компании, формирование инвестиционной компании и ЗПИФ на ее основе, основная цель — создание доступных возможностей для инвестирования в понятный бизнес с высокой доходностью.
Прочитала несколько книг Ричарда Брэнсона, в которых он рассказывает, как открывал своё множество бизнесов от студенческого журнала до студии звукозаписи, от авиакомпании до компании, которая запускает корабли в космос. Так вот его опыт говорит совсем о другом, что несмотря на всю критику окружающих нужно слушать себя, просто брать и делать. Правда, думаю, что это относится только к таким людям, как Брэнсон, у которых есть особое чутье, такая своеобразная бизнес-жилка. Ну а обычным людям, конечно, не мешает прислушаться к советам, приведенным в статье.