По оценкам онлайн-университета ProductStar и hh.ru, в России увеличивается спрос на продакт-менеджеров — число вакансий прирастает на 14% год к году. В первой половине 2021 года их было свыше 8 тыс. Продуктологов ищут во всех сферах — от нефтегазовой до ретейла. При этом идеальный специалист здесь — не просто тот, кто строит стратегию развития продукта, а проходит весь путь от точки А до точки Б и формирует команду. Становится лидером и ведет за собой.

Какими навыками должен обладать продуктовый лидер и чем он отличается от продакт-менеджера, рассказал Максим Косых, Co-founder, CEO Telamon Tools, Product management expert.

Роль лидера в продуктовой команде

Максим Косых

Лидер продуктовой команды — это человек, который в условиях высокой неопределенности берет на себя ответственность за формулирование гипотез, проведение экспериментов, получение новых данных, и на основе этого проверяет новые гипотезы. Им может стать абсолютно любой человек. Обычно в стартапах задачи продуктового лидера сначала выполняет CEO, а в командах побольше — директор по продуктам, маркетолог, тимлид, руководитель какого-то отдела.

А как показывает исследование, проведенное компанией Podlodka, продакт-менеджер чаще всего вырастает из менеджера проектов. Это важный фундамент, на котором оттачиваются навыки коммуникации, процессов разработки, найма сотрудников и их мотивации. Все это делает работу в команде более эффективной.

Но продакт-менеджер не равен продуктовому лидеру. Если менеджер проектов отвечает за процессы выполнения задач, то продакт-менеджер определяет траекторию развития, понимает целевую аудиторию, потребности клиентов, понятно доносит эту информацию до команды. Настоящий лидер приоритезирует задачи в соответствии со стратегией развития продукта, анализирует рынок, конкурентов, ищет эффективные способы решения «болей» клиентов и понимает, как измерять успех проверяемых гипотез.

Для продуктового лидера важно иметь видение будущего продукта и каждый день принимать решения о его улучшении. И все его действия должны следовать заданному направлению развития, чтобы удовлетворять желания клиентов, отстраиваться от конкурентов. Основной приоритет в принятии решений — внедрять только то, что принесет пользу клиенту и увеличит прибыль компании.

Если структурировать деятельность продуктового лидера, она будет выглядеть так:

1. Исследования и сбор информации, чтобы выявить потребности и интересы клиентов.
2. Создание целостной и долгосрочной стратегии, которая трансформируется в программу действий команды.
3. Формирование длинного списка потенциально важных функций продукта — это происходит во время создания стратегии. Нужно эффективно работать с этим списком, расставляя приоритеты в соответствии с потребностями клиентов, состояния конкурентов, потребности бизнеса. Также на приоритеты влияет состав команды и ее опыт.
4. Наблюдение за ходом выполнения задач. Постоянно будут возникать ситуации, когда реализовать требуемую функциональность оказывается сложнее, чем планировалось. Тогда нужно скорректировать задачу, упростив ее реализацию, либо найти другой способ решения.
5. Контроль за выпуском продукта на рынок, определение ценообразования, сбор обратной связи, анализ результатов.
6. Систематическая проверка гипотез, направленных на рост продукта.

Хороший продуктовый лидер всегда действует в интересах команды и считает успех общим достижением, а не своим собственным. Поэтому он неотделим от тех, с кем создает продукт. Он должен уметь собирать команду, распределять зоны ответственности, оперативно привлекать сторонних специалистов по мере необходимости. Найм самостоятельных и постоянно развивающихся специалистов — одна из ключевых обязанностей продуктового лидера.

Как в компании растить лучших продакт-менеджеров

Конкретных критериев определения продуктового лидерства не существует — в разных компаниях на различных этапах развития все происходящие процессы очень индивидуальны. Поэтому и стратегию развития продуктового лидерства бизнес тоже выбирает под себя. С точки зрения руководства, которое хочет улучшать свои продукты и усиливать экспертизу своей команды, я бы акцентировал внимание на таких нюансах:

• Сформировать понятную общую стратегию развития и задачи: все сотрудники должны четко осознавать, какие реальные проблемы они решают.
• Обращать внимание на людей, которые предлагают свои идеи по улучшению продуктов или каких-то отдельных процессов, и давать им возможность реализовать свои задумки.
• Поощрять стремление сотрудников к получению новых знаний: можно организовать консультацию, отправить на конференцию, купить доступ к курсу или книгу, если это вписывается в стратегию компании.

Но ключевое — это мотивация: сотрудники должны чувствовать, что руководство заинтересовано в их развитии, что оно их слушает и слышит, принимает их идеи и предложения. Сделайте так, чтобы сотрудники понимали, как их работа влияет на продукт в целом. Это дает им моральное удовлетворение от результатов своей деятельности. Совсем несложно иногда доносить до коллег информацию об итогах проверки какой-либо гипотезы, либо об отзывах клиентов о новых фичах.

Если вы сталкиваетесь с безразличием в глазах разработчиков, то стоит начать рассказывать им о результатах их деятельности — как поменялись какие-то метрики, какие новые идеи появились на основе этих данных. Так в этих людях можно пробудить гордость за проделанную работу и желание продолжать выполнять полезные задачи.

Кто становится лидерами изменений

Главное качество, которое позволяет создавать вдохновляющие команды и продукты, — умение слушать и слышать клиентов. Но не просто собирать их желания и зависеть от них, а анализировать, критически относиться к полученной информации, и выделять из нее главное. Здесь очень хорошо подходит цитата Генри Форда: «Если бы я спросил людей, чего они хотят, они бы сказали, что хотят более быстрых лошадей». Речь о том, что компания должна предложить людям то, что им нужно, а не то, что они просят.

При этом важно четко определять это «нужно» и не выдавать нечто абсолютно новое, что никто не производил, с чем совсем нет конкуренции, в надежде, что аудитория оценит. За редкими исключениями, обычно если этого кто-то не сделал до вас, значит в этой теме нет потребности у людей.

Чтобы прокачать себя как продуктового лидера, важно непрерывно обучаться. Постоянно искать новые варианты решения проблем, развивать мышление, учиться на примере лучших специалистов в своей сфере. В идеале осваивать разные области знаний — это делает мышление многогранным.

Важны и soft-skills. В первую очередь эмпатия к коллегам и клиентам. Нужно развивать навык коммуникации, как для презентации своих идей, так и для того, чтобы слушать и понимать других людей, их мотивацию. Важно уметь сдерживать в себе негативные эмоции, не выражать их публично, чтобы сохранять хороший рабочий климат.

В работе с командой нужно учиться правильно расставлять акценты и определять приоритеты, мотивируя сотрудников делать то, что важно. Доверять сотрудникам принимать решения самостоятельно — это отличный способ растить их ответственность. Лучшие команды решают проблемы самостоятельно, это важно для скорости и эффективности работы команды. Кроме этого нужно развивать навыки сотрудников, не погружаясь в микроменеджмент. Знать сильные и слабые стороны, помогать расти профессионально.

И один из самых сложных моментов для лидера — позволить себе и команде совершать ошибки. Именно ошибки дают полезный опыт и стимулируют развитие.

Чек-лист: полезные материалы, чтобы развить себя как продуктового лидера:

• Курс «Simulator (Go Practice) — симулятор управления продуктом на основе данных». Отличный симулятор работы в продуктовой компании. Очень большой акцент сделан на аналитике данных и метрик продукта, но и хватает других очень полезных тем, включая анализ рынка и конкурентов, проверку гипотез, оценку потенциала новых фич. Помимо курса, у Go Practice потрясающий блог с материалами про продуктовую аналитику, маркетинг, продуктовый менеджмент.
• Книга Элияху Голдратта «Цель. Процесс непрерывного совершенствования». Она учит критическому мышлению, поиску проблемных мест в рабочем процессе и способам решения этих проблем, все это в виде легко читаемого романа.
• Книга Роба Фитцпатрика «Спроси маму». Книга учит правильному подходу общения с клиентами, чтобы точно понимать их потребности, получать обратную связь по своим бизнес-идеям. По сути, это практическое руководство по ныне модному в продуктовой среде методу Customer Development.
• Курс от Ивана Замесина по CustDev «Как делать продукт, который клиенты будут с удовольствием покупать».


Новые комментарии:

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *