Развитие девелопмента способствует появлению новых объектов недвижимости, а требования к ним все возрастают. Мы поговорили с Сергеем Разуваевым, директором консалтингового агентства GMK, консультантом девелоперов федерального масштаба: работал с проектами лидеров рынка в России, странах СНГ, ОАЭ о том, как развивается девелоперский рынок в РФ.
- С чего начался ваш путь в девелопменте?
Все началось с первого контракта, который мы заключили в 2005 году. Это была девелоперская компания «Партнер Инвест», позже она переименовалась в «Бруснику». Наше сотрудничество длилось 10 лет, все это время мы помогали ей охватывать новые регионы и масштабироваться.
- С какими трудностями вы столкнулись в начале карьеры?
В самом начале моего пути в девелопменте рынок отличался от того, к чему мы привыкли сейчас. В те времена ипотека была совсем другой, как и потребительские предпочтения, особенности продвижения продукта, оформление стройки. Сам продукт тоже сильно отличался.
Девелоперы были скорее застройщиками, задачей которых было освоить средства и возводить объекты. Их работа заключалась даже не в продажах, а в оформлении сделок.
- Какие трудности появляются сейчас, если говорить о нынешних реалиях рынка недвижимости?
Основной сложностью для девелопера является то, что есть много непредсказуемых ситуаций. Например, за последние 10 лет мы столкнулись с рядом проблем, которые сильно отразились на нашей работе. Это и ковид, и санкции, а также другие сложности. Постоянные изменения бросают новые вызовы, при этом не стоит забывать, что потребители повышают свои запросы, вместе с ними растут требования к продукту и конкуренции на рынке становится больше.
- Вы сотрудничаете с крупными компаниями не только в РФ, но и в других странах СНГ, а также в ОАЭ. Есть ли глобальные отличия в их работе?
Работая с девелоперами в разных странах, я убедился в том, что этот бизнес одинаков везде. Конечно, законодательная база в каждой стране разная, как и цены на объекты недвижимости. Но если смотреть глобально, собственное жилье для людей является залогом счастья и совсем не имеет значения, где они живут.
Если говорить о разнице в квартирографии, в Казахстане можно наблюдать больше двухкомнатного жилья, чем однокомнатного. А в России наоборот — однокомнатных квартир намного больше. Везде есть свои нюансы, но если смотреть на картину в целом, большой разницы нет.
- Как вы применяете знания и опыт, полученные при работе с зарубежными компаниями?
Работая с девелоперскими компаниями за пределами нашей страны, мы научились совершенствовать собственные инструменты. Так, мы смотрим на то, как ими пользуются за рубежом, какой продукт имеет большой спрос и почему. Мы проводим консультации для иностранных коллег и обмениваемся технологиями, которые используем сами. И смотря на то, как их применяют в зарубежных проектах, мы улучшаем их для того, чтобы повышать качество работы здесь.
- Каким советом вы можете поделиться с людьми, которые собираются покупать жильё?
Главное, что я рекомендовал бы людям, которые собираются купить квартиру — ответственно подходить к выбору жилья и места, где оно расположено. Я считаю, что от самой квартиры и ее местоположения зависит то, какой будет ваша жизнь. Ведь окружающая среда создает определенные сценарии и влияет на то, насколько качественно вы будете жить. Поэтому выбирая квартиру, не нужно идти на компромиссы. Это должно быть место, которое нравится вам и будет только положительно влиять на качество жизни всей вашей семьи.
- А что вы посоветуете начинающим девелоперам?
Если вы только начинаете путь в девелопменте или в бизнесе в целом, я рекомендую всегда работать вдолгую. Как показывает мой опыт, применять системный подход к развитию своего дела и смотреть в долгосрочной перспективе намного выгоднее.
- Какой главный тренд в сфере недвижимости вы можете отметить?
Трендов в недвижимости очень много. Но все крутится вокруг людей, для них жилье — это программатор жизни. Сейчас большинство из них уже знают, чего хотят и у них есть ряд определенных ожиданий от будущего жилья. Многие из них уже успели пожить в разных квартирах, посмотреть на разное качество жизни и отметить для себя вещи, которые им близки. С развитием насмотренности их требования возрастают, они хотят жить в социальной среде и пользоваться услугами сервисной компании. Это и можно назвать главным трендом в девелопменте, ведь сейчас все компании стремятся создать наиболее комфортные условия для жизни.
- Как вы думаете, что ждет рынок недвижимости в ближайшие годы? Какой прогноз вы можете дать?
Я считаю, что следующие 3–5 лет для рынка недвижимости будут очень плодотворными. По моим прогнозам, нас ожидает устойчивое развитие и улучшение качества продукта. Конечно, сложности тоже будут, но в целом я ожидаю только положительных изменений.
—
О эксперте:
Сергей Разуваев. Директор консалтингового агентства GMK. Консультант девелоперов федерального масштаба: работал с проектами лидеров рынка в России, странах СНГ, ОАЭ.
Контакты:
https://gmk.ru/
https://t.me/razuvaevgmk
Новые комментарии: