В исследовании McKinsey специалисты по подбору персонала отмечают, что кандидатам часто не хватает soft-skills. Почти 40% респондентов указывают на недостаток креативного мышления. Причем проблема актуальна не только для творческих сфер: умение мыслить творчески помогает находить инновационные решения везде, поэтому значимо даже для, например, консервативного банковского сектора. Как прокачать креативность в команде и у каждого конкретного сотрудника и как ее оценить, рассказала Наталья Гладыш, основательница диджитал-агентства K917.studio

Креативное мышление: кому оно надо

Наталья Гладыш

Креативное мышление — это способность принимать оригинальные решения, перебирать и составлять новые варианты нестандартных сценариев или оптимизировать существующие. Такой навык помогает быстрее реагировать на изменение реальности VUCA-мира, в том числе и бизнесу. Творческий подход требуется там, где существующие перестают быть эффективными. Но он должен сопровождаться грамотным операционным менеджментом. Мало придумать решение — важно уметь его эффективно внедрить.

Уровень креативности зависит от созданной ценности и инновационности решения задачи. Понять, удачным ли получилось решение, помогают обратная связь от специалистов в области и тесты. И чем быстрее их провести, тем лучше.

В работе с социальными сетями легко измерить метрики «креативов» — единиц контента, созданных под задачу клиента. Например, рекламного сообщения в формате фото, видео или анимации в сочетании с музыкой, дизайном и текстом. Достаточно отследить конверсию после публикации — количество лайков, сохранений, репостов, цену клика, число покупок с этого рекламного сообщения. После запуска нескольких креативов их сравнивают и выделяют самые эффективные для решения конкретной задачи: например, роста продаж на сайте или вовлеченности аудитории.

Для тестирования дизайна упаковки сейчас есть также онлайн-сервисы вроде Яндекс.Взгляд, Survey Monkey. С их помощью можно опросить целевую аудиторию как она воспринимает, упаковку продукта или другие элементы дизайна. Другой метод — качественное исследование в формате интервью с покупателями по выбранным критериям.

Курс на развитие: как улучшить свои креативные способности

Креативность — это привычка менять элементы и их комбинации для решения задач и смелость ошибаться. Для развития этого навыка важно создавать для мозга новизну и обучаться новому постоянно. Можно начать с малого: поменять обстановку в квартире или только на рабочем месте, переместиться на другую локацию — кафе, дачу или отель с приятным интерьером и видом. Знакомство с новой едой или музыкой будет помогать развивать рецепторы органов чувств, а погружение в новые виды искусства или спорта даст новые навыки.

При этом мозг требует бережного обращения, поэтому его нужно «выгуливать», давать высыпаться, не перегружать. Не лишним будет изучать мышление у психотерапевта. То есть разбираться, в каком культурном контексте мы росли, как нас учили думать, какие паттерны и сценарии встроены в нас, научиться свободе мышления от установок родителей и общества. Не менее полезно изучать другой язык и культуры, по возможности в путешествиях.

Последний важный пункт — позволять себе в процессе творческого поиска переключаться на другие задачи, когда возникает ступор. Мозг будет в «фоновом режиме» искать решения повсюду. Пользу переключений для креативного мышления подтвердило исследование 2017 года. Причем внимание можно смещать как на другие рабочие задачи, так и на кардинально другую деятельность.

Мне помогают справиться со ступором физические упражнения — будь то сквош или танцы с импровизацией. Для созидания, без звонков и мессенджеров, я иду в баню или гуляю на природе. Под вениками в тишине и с перепадом температуры снижается уровень кортизола и стресса соответственно, поэтому хорошо думается. После я читаю что-то по теме задачи или даже отстраненное, смотрю интервью экспертов по теме, делаю закладки и собираю референсы или, например, иду на выставку. После одного или всех этих ритуалов на следующее утро я обычно прихожу к решению. После сна образы и мысли легче формируются в план действий.

Но главное — креативный процесс требует следовать определенным схемам. Платон говорил: «Необходимость — мать изобретений». Для разработки оригинальных идей четко сформулируйте проблему и задачу. Дальше разбирайте объект решаемой задачи: как сейчас устроен предмет или процесс работы объекта. Распишите эти детали и разбирайте каждую отдельно на составляющие для брейншторма возможных направлений и идей изменений и инноваций.

Создавать идеи — как придумывать новые рецепты. Первый этап — научиться пользоваться инструментами — ножами, духовкой и плитой. Второй этап — взять рецепт бабушки для начала, а потом Рене Редзепи (шеф-повара Noma) и повторить. Третий этап — начать импровизировать, а именно поменять один или два ингредиента в рецепте, время или технологию приготовления.

Для решения комплексных задач начать можно с исследования и изучения уже существующих трендов и анализа рынка, а для визуальных задач, таких как фото или дизайн — открыть Pinterest, Behance, инстаграмы лидеров индустрии. Рисовать или делать скетчи, визуализировать задачу и подходы можно еще в приложении для создания скетчей, например, в Tayasui Sketches, делать заметки с фото удобно в Notability или Notion. А структурировать и собрать референсы для новых идей помогают Miro, Simple Mind, Curator, Ideament.

Еще одно полезное приложение — W1D1. Каждый день в нем выкладывается история про практику художника или фотографа, их работы на тему и предлагается задача с использованием этого метода для создания своей небольшой работы. Ее нужно сфотографировать и поделиться в приложении, как в Инстаграм. Это вдохновляет на импровизацию.

Креативность команды = успех бизнеса

В идеале начинать формировать креативную команду еще на этапе отбора сотрудников. Нужны люди, способные оригинально выражать свою точку зрения: то есть обладающие свободой мышления и умением брать ответственность за необычные предложения, аргументировать их. На собеседовании важно узнать, чем увлекается человек и развить эту тему. Можно предложить ему решить любую задачу в ограниченные сроки — например, написать текст для поста или предложить партнеров для коллаборации для одного из клиентов. После этого смотрим на подход к решению этой задачи. Формулирование идеи даже на простую тему должно быть основано на своем опыте, с четкой аргументацией, а не шаблонным высказыванием.

Для развития креативности команды отлично подходит брейншторм с использованием флипчарта или наклеек post-it. Суть в том, что все собравшиеся сначала накидывают идеи или ассоциации с объектом проблемы. А на втором этапе эти идеи обсуждаются, подвергаются критике, оцениваются по заданным критериям. Важно войти в общий поток бессознательного и только потом отбирать подходящие решения. Сегодня такая групповая работа организуется онлайн в Zoom, Google Meets или Miro. В процессе брейншторма лучше фиксировать любые мысли, идеи и ассоциации на бумаге или в заметках на телефоне или в айпаде.

Для корпоративных команд практики стоит внедрять на еженедельной основе: например, в нашей команде каждый предлагает свои идеи, потом мы собираем их в Google Docs, где каждый может прокомментировать в течение ограниченного времени — обычно сутки или двое. Потом обсуждаем идеи второй раз, и ответственный по своей части резюмирует решение и сообщает остальным в таск-менеджере Asana. Схема, в которой сначала каждый сам накидывает идеи, а потом все обсуждают, эффективнее совместной генерации вариантов, как показывают исследования. Так появляется больше инновационных решений.

Другая похожая практика, которая подходит больше для индивидуальной тренировки — блэкаут. Нужно собрать отрывки мыслей из разных источников на заданную тему в один документ, а дальше размышлять — согласны вы с этими идеями или нет, что можно поменять. По сути это составление мудборда и направлений развития мыслей для дальнейшей проработки.

Еще хорошая практика — автописьмо. Нужно записывать без самоцензуры любые идеи и ассоциации для решения проблемы. И во всех подобных практиках очень важно сначала позволить себе и сокомандникам выдавать абсолютно любые идеи, и только потом включать критическое мышление и детально рассматривать каждую мысль.

Для поддержания нестандартного мышления в команде важны свобода самовыражения в коллективе, поощрение высказывания любых идей и приветствие критики постановки самих задач, если они кажутся некорректными. Важно не забывать спрашивать мнение интровертов в команде, которые не всегда его высказывают без инициативы извне.

Эффективен горизонтальный стиль управления — когда нет «боссов», а есть люди с определенным опытом, которые несут ответственность за выбранную область задач. При этом мнения и идеи и стажеров, и сотрудников с большим опытом одинаково ценны, поэтому люди могут без страха озвучивать любые креативные мысли.

Кроме этого для компании, которая хочет быть креативной, важно следовать Agile-манифесту: люди и взаимодействие важнее процессов и инструментов, поэтому нужно найти комфортную для всех динамику общения. Также работающий продукт важнее исчерпывающей документации — то есть в приоритете результат и польза для клиента. Сотрудничество с заказчиком важнее согласования условий контракта, а готовность к изменениям приоритетнее следования первоначальному плану.

А тем, у кого образное мышление, важно организовать функциональное рабочее пространство, удобное и с приятными глазу предметами. Оно отражает организацию в мыслях, помогает думать легко и системно. У меня дома на столе всегда есть книги про фотографию, современное искусство и архитектуру, которые я листаю, когда наступает ступор в рабочем процессе.

Но главное — все попытки развивать креативное мышление в сотрудниках и интегрировать его в корпоративную среду будут бессмысленны, если компания будет каждый раз так долго подвергать новые решения тестам и критике, что в итоге сотрудники не почувствуют своего влияния на конечный результат. Это уничтожает их желание предлагать новые идеи. Поэтому важна быстрая обработка обратной связи и внедрение техник активного слушания предложений и поощрение таких инициатив.


Новые комментарии:

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *