В автомобильных грузоперевозках пандемия заметно усилила тренд последних лет – автоматизацию рутинных операций, начиная с обмена документами и заканчивая контролем за процессом перевозки. Но сейчас уже мало внедрять технологии на отдельных этапах: пришло время работы в едином цифровом поле, благодаря которому логистические процессы могут, наконец, стать более эффективными и прозрачными.
Эксперт: Святослав Вильде, управляющий «Биржи грузоперевозок ATI.SU»
Автоматизированные цепочки
Сегодня автоматизация в логистике в большинстве случаев фрагментарна. В стандартной логистической цепочке информация передается от грузоотправителя к экспедитору, затем от экспедитора к перевозчику, а от него к водителю – и каждый раз в этих коммуникациях участвуют люди. При этом информация идет по привычным каналам связи: по электронной почте, в мессенджерах или даже по телефону.
Следствием этого являются потери, как временные, так и финансовые. Человеческий фактор неизбежно приводит к задержкам, поскольку люди не могут реагировать мгновенно, ведь зачастую они перегружены выполнением рутинных операций. Также сотрудники склонны совершать ошибки, особенно если одну и ту же информацию им нужно многократно вводить в разные системы. Недостаточная эффективность и непрозрачность процессов – это основные проблемы отрасли сегодня. И решить их можно за счет современных технологий, а именно переноса процессов в комплексные системы автоматизации.
Единое цифровое поле
Комплексные системы автоматизируют процессы не только внутри отдельных компаний, но и между всеми звеньями логистической цепочки на всех этапах перевозки: при распределении грузов и выборе исполнителя, при согласовании перевозки и подписании договоров, во время самого процесса перевозки, при документообороте и финальном расчете.
Так, например, важнейший этап грузоперевозки – распределение грузов – может проходить автоматически при всех вариантах: с фиксированной или контрактной ставкой, с запросом ставки, при спотовых аукционах и даже при комбинированных вариантах. В рамках нашей Биржи, например, для этого разработаны несколько собственных ноу-хау, таких как автоматическое копирование грузов и «Сквозные торги».
Смысл в том, что у каждого крупного грузоотправителя есть своя площадка с кругом доверенных экспедиторов, а у тех, в свою очередь, есть площадки с доверенными перевозчиками. Благодаря копированию грузов опубликованный на площадке отправителя груз автоматически попадает ко всем перевозчикам из этой системы, но уже с учетом маржи соответствующих экспедиторов. По схожей методике работают и «Сквозные торги» – во всех аукционах на площадке отправителя ставки транслируются на площадки всех экспедиторов с поправкой на маржу, так что фактически в них участвуют все перевозчики.
Процессы автоматизации затронули и документооборот между участниками грузоперевозки. Массовое внедрение ЭДО приводит к большой экономии, ведь оформление бумаг «съедает» очень много временных и финансовых ресурсов.
В единое цифровое поле постепенно удается включить даже водителей благодаря специальным сервисам. Так, водители могут получать информацию о заказах через мобильное приложение и отслеживать их статус, там же размещать необходимые фотографии, видео и т.д. Кстати, подобная система выглядит подготовкой к не столь уж далеким беспилотным грузоперевозкам – ведь робогрузовики будут «отчитываться» примерно по такой же схеме.
В направлении экономии
Итак, переход к работе в едином цифровом поле обещает серьезные выгоды всем участникам отрасли логистики, поэтому он практически неизбежен. Однако, как и все революционные изменения, он не может проходить гладко и безболезненно – в разных звеньях логистической цепочки неизбежно будет возникать сопротивление. В том, чтобы его преодолеть, заинтересованы прежде всего грузоотправители, поскольку именно они в результате получают основные выгоды в виде оптимальной цены и высокой скорости перевозки. Но в конечном итоге выиграют все.
До этого года такой переход для большинства компаний выглядел слишком революционным, однако пандемия резко изменила отношение к нему. Сложная ситуация в отрасли и в целом экономике подталкивает к снижению издержек, без которого многие участники рынка просто не смогут выжить. Коронавирусные риски и перевод ряда сотрудников на удаленку способствуют тому, чтобы искать любые возможности минимизации человеческого фактора. Наконец, жизнь в условиях «новой реальности» снижает общий консерватизм, соответственно, и сопротивление внутри компаний, а периоды самоизоляции повышают доверие ко всем цифровым инструментам.
На изменения мотивирует и позиция государства, которое способствует цифровизации в различных отраслях, в том числе и в транспортной. Помимо большого нацпроекта «Цифровая экономика» нужно отметить эксперимент Минтранса по внедрению электронной транспортной накладной (ЭТрН) и электронного путевого листа (ЭПЛ), который в скором времени получит широкое распространение, а также планы по внедрению масштабной цифровой платформы «Суперсервис 22».
На пути трансформации
Сегодняшний процесс в логистике можно сравнить с тем, что уже произошел в промышленной индустрии, где вместо сотен и тысяч рабочих на конвейере остались десятки грамотных специалистов, обеспечивающих бесперебойную работу «умных» производственных линий. Еще раньше аналогичные изменения происходили в сельском хозяйстве.
Так и в логистике – основные процессы будут автоматизированы внутри цифрового поля, а сотрудники будут только следить за тем, чтобы все шло без сбоев. Благодаря системе мгновенных оповещений от них не потребуется даже постоянного мониторинга — система сама сможет определить, когда с большой вероятностью необходимо вмешательство человека. Подобными разработками с использованием искусственного интеллекта занимаемся в том числе и мы. В частности, у нас при мониторинге перевозки ИИ выявляет подозрительное поведение водителя и немедленно сигнализирует об этом.
Таким образом, логисты будут практически полностью освобождены от рутинной работы и смогут сосредоточиться на более важных задачах. В частности, благодаря работе в едином цифровом поле и сбору данных все процессы станут максимально прозрачными и доступными для анализа. Вероятно, именно аналитика с целью дальнейшей оптимизации процессов станет одной из главных составляющих работы логистов в ближайшем будущем.
Новые комментарии: