Алексей Максимченков, ведущий бизнес-ментор в Санкт-Петербурге (по версии журнала “Эксперт”), преподаватель и основатель Бизнес-школы, коммерческий директор юридической компании ООО “Слава”, предприниматель, инвестор с 2007 года.
Геймификация в бизнесе. Можно играть в игру “кто больше сделает продаж”. Также можно соревноваться и по определенным показателям. Например, кто больше посадит или вскопает картошки, тот получит премию за смену не 2, а 4 тыс. рублей. В итоге, премию получит кто-то один, а работать лучше будут все.
Это можно применять и к продажам, и к показателям, которые вам нужны. Например, кто упакует больше товара по определенным критериям, тот получит премию.
Мы в отделе продаж в последние 2 месяца играли в игру кто сделает больше процентовки по показателям, которые мы хотели выполнить. Например, одному направлению нужно продать на 2 млн. рублей, другому – на 5 млн. рублей, а третьему – на 400 тыс. рублей. И мы играем не в то, кто больше сделал выручки, потому что понимаем, что какой-то отдел продает всегда больше, а смотрим именно по процентовке. Допустим, обычно отдел продает на 500 тыс. рублей, но за этот период продал на 1 млн. рублей. Таким образом, получилось плюс 100 процентов. А другой отдел обычно продает на 2 млн. рублей, а продал на 2,5 млн. рублей. Получилось в итоге плюс 25 процентов.
Мы всегда во что-то играем. Помню, у нас была продажа нового инфопродукта. И была следующая игра: если продали продукта на 150 тыс. рублей, то никто не получает премию. Если продается от 150 тыс. рублей и выше, то дается определенный процент. И мы доходили до такого момента, что, если будет взята планка в 1,5 млн., то премия устанавливается в 40 процентов.
Также была игра для таргетологов. Например, должно прийти определенное количество людей. Если приходит до 10 заявок, то с каждого лида платится 150 рублей. Если от 10 до 20 заявок – 200 рублей. Если от 20 заявок, то платится определенный процент. Таким образом, устанавливается конкретная планка. В этом случае сотрудник стремится сделать больше.
У маркетологов необходимо учитывать бюджет. Например, есть 1000 заявок и бюджет 150 тыс. рублей. Если 1000 заявок будет приведено за 100 тыс. рублей, то сотрудник получит определенную премию.
За период март-апрель мы увеличили продажи в 2,5 раза. Но постоянно в жестких соревновательных играх находиться нельзя, необходимо отдыхать.
Геймификацию можно применять в отделе продаж, маркетинге, производстве.
Все зависит от бюджета компании. Но не обязательно играть за деньги. Например, можно бороться за кубки, медали – это зависит от мотивации сотрудников.
Например, в нашей игре с показателями по процентовке в течение 7 недель отделы боролись за кубок. Сотрудники видели на чьем столе стоит кубок, тот и лидер. И они мотивированы, чтобы на следующей неделе кубок был у них на столе. В итоге этот кубок остался навсегда у победителя по итогам 7 недель.
При запуске геймификации важна мотивация. Например, можно провести мотивирующее совещание, чтобы сотрудники «завились» и начали играть. Важно, чтобы им было интересно этот кубок получать. Ведь дело не в кубке, а в том, что он достается лидеру.
Когда игра становится неинтересной, то пропадает мотивация. Например, начальник придумал игру, которую либо тяжело выиграть, либо в игре непонятные условия или критерии победы.
Интересные и при этом эффективные деловые игры)